0
3414
Газета Религии Интернет-версия

14.06.2001 00:00:00

Российское детство в опасности

Вера Абраменкова

Об авторе: Вера Васильевна Абраменкова - доктор психологических наук.

Тэги: Никандров, Россия, социализация, воспитание, тысячелетие


Н. Д. Никандров. "Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий". М.: Гелиос АРВ. 2000 г. - 229 с.

Воспитание как составная часть образования после долгого перерыва начинает признаваться приоритетным направлением в России - не только родителями и педагогами, но и властными структурами. Все это внушает надежду на позитивные изменения в этой сфере. Однако конкретные направления движения, его стержень остаются трудно различимы. Мы уже знаем, что знания сами по себе не определяют ничего.

Необходимы иные критерии образованности человека, иные основания обучения и воспитания ребенка, т.е. ценностные основания - то, ради чего, во имя каких конечных целей мы ищем те или иные школы, покупаем учебники, устраиваем на курсы, записываем в студии и секции наших чад. Ценности - это то, что не меняется со сменой правительства или политических пристрастий. Какие ценности были у нас в разные "эпохи" последних десятилетий и каковы они сейчас? Можно ли возлагать на систему образования задачу воспитания, формирования ценностей и каких именно? На эти и многие другие вопросы можно найти ответы в книге Николая Никандрова "Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий".

Благодаря широкому охвату действительности (анализ современных научных исследований, политических программ, художественных произведений, телевидения, кинофильмов и пр.) вырисовывается панорама нашей жизни и условий взросления (социализации) наших детей. Здесь, по сути, представлена социальная ситуация развития современного ребенка в России. Каковы ее основные характеристики? Как живется современным мальчикам и девочкам на рубеже тысячелетий?

Проблема отношений Взрослого мира и мира Детства приобретает особую остроту и значимость именно сегодня. Взрослость как качество перестает быть ценностью для детей и целью их взросления. Дети боятся и не хотят взрослеть, страшась будущего. В немалой степени этому способствовали существенные изменения в системе образования и воспитания последних десятилетий, прежде всего ее смена с коллективистской на индивидуалистскую модель и "погром" детских и молодежных организаций, о чем убедительно пишет автор. Потребность растущей личности в сверстнике и в детском сообществе как особой уникальной детской субкультуре, предоставляющей ребенку пространство для самореализации и опробования себя и своих возможностей, а также своеобразное психологическое укрытие от неблагоприятных воздействий взрослых, эта важнейшая потребность оказывается нереализованной ни в условиях школы, ни в почти отсутствующих учреждениях внешкольных (таких, как бывшие дома юных техников и натуралистов, дворцы пионеров и летние лагеря и т.п.). Между тем только в детской группе, в сообществе сверстников оказывается возможной подлинная совместная деятельность на равных, столь необходимая для адекватной детской социализации.

Таким образом, в силу изменения ценностных установок образования с коллективистской на индивидуалистскую модель, ослабления игровых и учебных форм совместной деятельности, построенных по формуле "один за всех и все за одного" и других факторов социального, политического и психологического планов приходится признать заметную дегуманизацию отношений современного российского общества к Детству и отношений самого ребенка к миру. Это находит свое выражение в крайних формах: в заметном росте детской жестокости и подростковой преступности, а также общей криминализации детской субкультуры ╬ ее языка, игровых форм общения, общих установок.

Важнейшими факторами этой дегуманизации отношений являются: разрушение существовавших на протяжении тысячелетий естественных институтов социализации ╬ семьи и детского сообщества, изменение нравственно-психологического климата в обществе, влияние средств массовой информации и др. Экран (телевизионный, видео и компьютерный) как генерированный "совокупный" Взрослый трансформирует детскую картину мира, активно воздействует на определенные деформации сознания детей и молодежи.

В книге ярко и убедительно продемонстрированы нагнетание страхов, особый катастрофизм информационной среды, которые можно было бы обозначить как нарастающую тенденцию к танатизации детского сознания, т.е. мотивам смерти, гибели всего живого на земле, уничтожения природы, экологической катастрофы, но и отношению к собственной смерти как к чему-то обыденному. От себя могу добавить, что в детской картине мира, отображенной в рисунках российских детей из различных регионов на темы будущего, данная тенденция обнаруживается все явственнее.

Так, средства массовой информации превращаются в средство массовой трансформации и прежде всего трансформации сознания наших детей. Через СМИ и современное постмодернистское искусство, через детские книжки (!) и периодику, даже через игры и игрушки осуществляется активная демонизация детского сознания и психики: все эти монстры и монстрики, трансформеры из преисподней, разнообразная нечистая сила, иногда весьма симпатичная, типа телепузиков, так навязана детям, что становится необходимым атрибутом их жизни, словно убеждая и маленьких, и взрослых, что нечисть - она "хорошая", как бы подготавливая всех к реализации (материализации) демонического содержания.

Спасение от этой чертовщины, как и выход из создавшегося глубокого кризиса базовых аспектов бытия, автор видит в освоении извечных духовных ценностей - в "идеологии" православия, дающего, кроме горизонтальной плоскости, вертикальное "идеальное мироизмерение". Возврат к исконным ценностям существования человека и прежде всего человека растущего возможен посредством религиозного обучения и образования - не как навязывания ему того или иного вероисповедания, а как предоставления важнейшей информации о нравственно-духовной сфере жизни, осуществляемой в рамках культуры. Это обеспечит вхождение взрослеющей личности в культурно-историческое пространство, откроет возможность к развитию ее духовных способностей.

На рубеже тысячелетий для православного христианина Николая Дмитриевича Никандрова ценностный подход к воспитанию и социализации - это путь и преодоления, и преображения России через формирование (воспитание, обучение, развитие) образа человека воспитанного.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
1326
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
666
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
3543
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
2769

Другие новости