0
1379
Газета Антракт Интернет-версия

25.06.2004 00:00:00

Владимир Тарасов: «В начале был удар»

Тэги: тарасов, джаз, барабанщик, музыка


– Владимир, как бы вы определили роль барабанов в ансамбле?

 

– Тут есть несколько аспектов. У меня вышло десять сольных дисков, я называю их музыкой для ударных. Барабаны я всегда настраиваю, подбираю тарелки, которые выстраиваются по тону. Этот инструмент ничем не отличается от хорошего фортепиано или скрипки Страдивари. Это во-первых. Никогда не забуду, как в начале 90-х мы путешествовали на пароходе вокруг Европы. Подобралась чудесная компания: Фазиль Абдулович Искандер, Андрей Георгиевич Битов, Юрий Рост, масса разных джазменов. Плыли долго, мы не могли ничего не делать. Придумывали разные акции, с Битовым мы прочитали лекцию о роли барабана в мировой культуре. Общеизвестно, что в начале было слово, но мы пришли к выводу, что в начале был звук, из которого слово возникло, и звук этот был ударом. Кроме того что ударные можно строить, в этом инструменте есть ощущение звука как определенного состояния. Ты прикасаешься к тарелке, в этом прикосновении нет конкретной ноты, но оно передает ощущение данного момента, которое способно тронуть.

 

– Такой особенности нет у других инструментов?

 

– Если взять любой мелодический инструмент, вы услышите, насколько чисто сыграно, правильная или неправильная интонация выдержана. Немелодические ударные зависят только от состояния музыканта, рука которого соприкасается с инструментом. Я занимаюсь со студентами и сразу вижу, каковы амбиции данного человека. Если на первом плане желание показать себя, барабаны никогда не отвечают. Это странный инструмент.

 

– Как вы начали играть на барабанах?

 

– Это было давно, в Архангельске, где я родился (я стопроцентный помор). Родители хотели, чтобы я стал культурным мальчиком и играл на фортепиано. Я сопротивлялся, делал ужасные вещи: поджигал спичками клавиши, чтобы они плавились. Отец, увидев мое устойчивое пристрастие к барабанам, сдался. Это было лет в девять. В четырнадцать я уже играл в большом оркестре в Интернациональном клубе моряков. В первом отделении мы играли достаточно свободный джаз, во втором – биг-бендовую музыку, а потом – рок-н-ролл: моряки к тому времени напивались и начинали танцевать с проститутками.

 

– Вы можете назвать лучшим период вашей работы в трио?

 

– Я надеюсь, что лучшие работы еще не сделаны. Спасибо судьбе, я не должен идти в попсу или играть «эстрадный джаз», который, конечно же, к джазу не имеет отношения. В те времена я перебрался в Вильнюс, будучи приглашенным в джазовый филармонический оркестр. Потом познакомился со Славиком Ганелиным, почти три года мы играли дуэтом. А потом в Свердловске мы встретили Чекасина. Историю нашего трио я описал в книге, которая скоро должна появиться в «Новом литературном обозрении». Уже в начале 80-х мы все стали заниматься сольными проектами. С конца 80-х я стал делать звуковые инсталляции. С Ильей Кабаковым мы были в Центре Помпиду, Чикагском музее, в прошлом году с этой инсталляцией я выступал в Русском музее в Санкт-Петербурге. Я называю это «звуковые игры Владимира Тарасова». Если я чувствую, что начинаю повторяться, то просто ухожу в другое поле деятельности. Так появились наши акции с Димой Приговым. Или выступления с Андреем Георгиевичем Битовым, который гениально читал черновики Пушкина. Я с удовольствием участвую в фестивалях поэзии. В 2002 году в Литве прозвучала вещь под названием «Сонатина для голосов четырех поэтов, гобоя и перкуссии» с участием Пригова, американского, литовского и китайского поэтов. Тогда же я позвонил Ганелину и Чекасину и предложил выступить вместе, мы не играли больше пятнадцати лет. Мы собрались и без единой репетиции сыграли во Франкфурте на книжной ярмарке, где почетным гостем была Литва, эту запись в Англии выпустили на диске. В планах у нас еще несколько выступлений.

 

– Как вы оцениваете сольные карьеры ваших коллег?

 

– Надо сказать о важной особенности. Когда мы играли трио, у нас были три совершенно разных круга друзей. Мы отнюдь не сливались в экстазе. Я общался с художниками, судьба подарила мне радость дружбы с Эриком Булатовым, Ванечкой Чуйковым, Ильей Кабаковым. Кстати, сейчас на выставке «Москва–Берлин» представлена инсталляция московской комнаты Ильи Кабакова, там стоит раскладушка, на которой в свое время я спал.

Славик Ганелин дружил с актерами, он тогда работал в Вильнюсском русском драматическом театре. Тут тоже получился забавный поворот. Я работал в Америке, вдруг неожиданно получил от министра культуры Литвы приглашение возглавить этот театр. Три года проработал, пытаясь спасти русскую культуру. Тщетная и печальная попытка: финансирования никакого, театр никому не нужен, да еще и у актеров мышление 1952 года.

Чекасин уже в начале 80-х тяготел к разного рода перформансам, у него была своя компания. Когда мы собирались на сцене, каждый из нас привносил то, что получал в кругу своих друзей. Музыку мы сочиняли втроем во время репетиций, лидера у нас не было. Это было трио единомышленников. Мы с Ганелиным долго играли дуэтом, потому что не могли найти человека, который мыслил бы сходным с нами образом. Однажды в Доме офицеров Свердловска мы услышали, как Чекасин на танцах играет музыку Колтрейна вообще без ритма, а, что самое замечательное, девочки в валенках друг с другом танцевали. Мы попробовали сыграть вместе, так и получилось трио. Мы не прорастали друг в друга, поэтому нормально разошлись и очень легко сошлись через много лет. Что касается сольных карьер, то каждый из нас является индивидуальностью, способной реализоваться в самых разных проектах.

 

– Один мой приятель, прослушав некий диск, сказал мне: «Я пытался понять эту музыку, не понял, поэтому пластинка мне не нужна». Можно, по-вашему, понять музыку?

 

– Так же, как и мышцы, мы наращиваем культурологический слой. В зависимости от этого мы в каждый момент любим определенный тип музыки. Но мы же развиваемся. Есть категория людей, которая убеждена: мне эта музыка не нравится, значит, она не имеет права на существование. Это подход неграмотный. Вполне вероятно, что ваш приятель, сегодня отодвинувший пластинку, вернется к ней года через два.

 

– Но само словосочетание «понять музыку» вы считаете корректным?

 

– Пожалуй, нет. Ты совпадаешь сегодня с ней или нет, живешь с ней или отторгаешь.

 

– Какая музыка важна для вас сегодня?

 

– Любая хорошая.

 

– Простой вопрос: что такое хорошая музыка?

 

– Для меня она не должна быть имитацией чего-то. Я не люблю копиистов. В музыке важен класс, диапазон может быть очень широким. Я обожаю «Богему» Пуччини, но на меня производит сильное впечатление и Джимми Хендрикс.

 

– В свободное время вы слушаете много музыки?

 

– Слушаю, но фанатизма не проявляю. Для меня важны и другие впечатления. Например, уже два года я не расстаюсь с книгой «Апофеоз беспочвенности» Льва Шестова. Я читал его и в молодости, но сейчас открыл там невероятные глубины.

 

– Что такое хороший барабанщик?

 

– У кого-то из древних было сказано: в искусстве работают любитель, профессионал и мастер. Именно мастер владеет звуком, он знает, когда и как ударить, чтобы вызвать отклик.

 

– Откуда берется это знание?

 

– Это никому не известно. Были в литературе попытки осмысления этого, но, по-моему, безуспешные. Иногда, выходя на сцену перед сольным концертом и глядя на огромное количество ударных инструментов, я думаю: «Господи, кто же умеет на этом играть?!» Это при том, что я играю уже больше сорока лет. Но потом садишься, извлекаешь первый звук, а дальше тебя что-то ведет.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
352
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
262
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
2023
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
1555

Другие новости