0
7545
Газета НГ-Сценарии Печатная версия

23.01.2018 00:01:05

Американцев ждет бесправная жизнь

Скоро в США экзамены на вождение будут сдавать только роботы

Анна Кроткина

Об авторе: Анна Кроткина – преподаватель университета Вашингтона и Ли, штат Виргиния.

Тэги: сша, экономика, автомобиль, авто, водительские права, общество


сша, экономика, автомобиль, авто, водительские права, общество «Беспилотник, до Свиблова за 200 поедешь?» Фото с сайта gm.com

Американские рекламы машин демонстрируют, в сущности, привлекательность водителя – элегантного мужчину, любителя быстрой езды, стройную красавицу с таинственной улыбкой, для которой форма авто превыше всего, заботливого отца, ценящего безопасность своего мини-автобуса, симпатичную мать-домохозяйку, для которой в машине важен хороший багажник. Будьте как они – уговаривает реклама.

Но на днях включаю телевизор и вижу: на экране салон машины с гладким интерьером без руля и педалей, под ветровым стеклом только небольшой компьютерный экран, по бокам которого маленькие кнопки. За окном машины виднеется город, но внутри никого – привычно красивый водитель отсутствует. Оказалось, что соль именно в этом отсутствии – это машина-беспилотник, не нуждающаяся в шофере. Компания «Дженерал Моторс» собирается выпустить такую машину в 2019 году, и это, возможно, промелькнула их реклама.

На фоне царящей в стране ностальгии по старым временам реклама беспилотной машины показалась утопией. Ведь машина без водителя – это робот, а роботы лишают американский рабочий класс хорошо оплачиваемых мест на заводах. И именно людям, потерявшим таким образом работу, Трамп обещал вернуть традиционную индустрию и отчасти поэтому победил на выборах.

«Да и отнять у американца руль еще радикальней, чем запретить ему носить оружие», – отозвался на увиденное мой приятель и университетский коллега – коренной американец, получивший водительские права в далекие семидесятые годы.

Автомобиль давным-давно стал в Америке символом свободы, силы и индивидуализма – неотъемлемым атрибутом американского самосознания.

И это не удивительно, ведь первое массовое производство машин началось именно в Америке в самом начале XX века. Выкатившись из первых цехов, автомобили немедленно превратились в символ статуса, мощи и независимости.

Начиная с послевоенных времен сороковых годов, получение водительских прав значило стать взрослым. На протяжении всей второй половины ХХ века молодой американец, не имевший машину, пусть старую и захудалую, чувствовал себя ущербно, потому что машина была не только средством передвижения, но и средством соблазна противоположного пола – признаком мужского достоинства.

Прекрасные дороги Северной Америки, щедрая максимально допустимая скорость и приемлемый по ценам бензин десятилетиями призывали американских граждан размять колеса, даже когда ехать было особенно некуда и незачем. Немало песен в ХХ веке были написаны о лихом очаровании романтических автомобильных прогулок и сексапильности машины. «Еду без всякой цели в авто, моя бэби склонилась мне на плечо», – пел Чак Берри. «Бэби, я люблю тебя за твой розовый кадиллак», – признавался Брус Спрингстийн.

«Бэби, у тебя хватит бензина?» – она спросила. «О да!» – ответил я», – стонал Принс в песне «Маленький красный корвет».

Главное – не спутать свою косметику с автомобильной.	Фото Александра Саенко/PhotoXPress.ru
Главное – не спутать свою косметику с автомобильной. Фото Александра Саенко/PhotoXPress.ru

Но в XXI веке мироощущение американцев стало меняться. Автомобиль перестал вызывать восторг у чуткого к переменам молодого поколения, открытого новшествам и, кстати, голосовавшего в подавляющем большинстве против смотрящего в прошлое Трампа.

Подростки, согласно статистическим данным, стали получать водительские права все позже и позже. Автомобиль для нового поколения перестал быть символом зрелости или мужского достоинства, и сегодня в США за рулем больше женщин, чем мужчин.

Вплоть до середины 90-х экономический рост в стране соответствовал количеству миль, проделанных американцами за рулем. Но на данном этапе между экономическим ростом и ездой на машине наметилось противоречие. Экономика США находится на  подъеме, количество же миль, проделанное американцами за рулем, упало в последнее время на 10%.

Машина всегда была дорогим удовольствием (сегодня средняя стоимость нового автомобиля 30 тыс. долл.), но это не мешало молодежи залезать в долги, покупая машину в рассрочку. Сегодняшнее все растущее безразличие к автомобилю связано не столько с бережливостью молодого поколения, сколько с изменяющимися ценностями общества.

«Хороший телефон важнее машины», – сказал мне 20-летний студент университета в штате Вирджиния. «С телефоном ты вышел в Интернет, и весь мир на твоей ладони. С помощью телефона можно общаться с кем хочешь, можно купить все, что тебе нужно, нажав на кнопку, можно вызвать Убер-такси, если тебе надо куда-то поехать», – пояснил его приятель. Ни у того, ни у другого молодого человека нет машины. «У моего соседа по комнате в университетском общежитии есть машина. Если очень нужно, он всегда предлагает», – сказал один. «А я прошу свою девушку. У нее есть машина. А у меня даже прав водительских нет», – сказал его приятель без тени сожаления.

Согласно последним исследованиям, безразличие к автомобильным радостям связано у молодого поколения с рядом факторов. Прежде всего молодежь больше беспокоится об окружающей среде, чем старшее поколение, и предпочитает менее зловредный для атмосферы общественный транспорт или даже велосипед. И действительно, общественный транспорт стал пользоваться в США беспрецедентной для Америки популярностью, а в больших городах появились на улицах полосы, отведенные для велосипедистов.

Кроме того, машина требует нераздельного внимания, а молодое поколение, по наблюдению многих, любит делать несколько вещей сразу – писать эсэмэску, что-то читать, с кем-то в этот же момент разговаривать.

Согласно опросу Харриса (Harris Poll), графу со словами «Я никогда не куплю и никогда не возьму напрокат беспилотную машину» отметили больше половины немолодых американцев. Но только 20% людей от 18 до 37 лет согласились со старшим поколением. В целом молодежь к беспилотным машинам относится с энтузиазмом.

На сегодня машины без водителя используются в США в сельском хозяйстве. Тракторы, веялки, сеялки разъезжают по полям без фермера за рулем. Во многих аэропортах мира беспилотные поезда развозят пассажиров по терминалам.

В поле и по рельсам беспилотные машины ездят по заданным правилам. Но на дороге одними правилами не обойдешься, так как  то и дело возникают так называемые угловые ситуации – на дорогу упала ветка дерева, водитель другой машины сделал знак рукой, пропуская свою очередь на повороте, и т.д.

Проблема эта оказалась разрешимой. В 2012 году появился новый тип программного обеспечения, называющийся «глубокое познание» (deep learning). Это новое программное обеспечение позволяет машине классифицировать случайные предметы с точностью человеческого интеллекта. «Умение» правильно классифицировать предметы совершенно необходимо в свободной среде с непредсказуемыми факторами. Новшество заключается в том, что это программное обеспечение является продуктом работы не человека, а другой программы, скармливающей программе «глубокое познание» целые ведра гигабайтов со зрительной информацией, полученной от видеокамер с движущихся машин. Ход Липсон и Мельба Курман в книге «Без водителя. Умные машины, и дорога в будущее» (Driverless. Intelligent Cars and Road Ahead), объясняя работу новой системы, приводят такой пример: «Традиционная система программного обеспечения, построенная на системе заданных правил, увидев кошку на велосипеде, не будет знать, как классифицировать этот образ. Новая система сосредоточится на элементах, определяющих, что это за зверь, – острые ушки, длинный хвост. Несмотря на необычность ситуации, новая система справится с классификацией и поймет, что хотя это существо на велосипеде – это все равно кошка».

По мнению фирмы HIS, занимающейся статистикой автомобильного рынка, – будущее на пороге. Массовая продажа беспилотных машин начнется в 2025 году.

Эксперты сходятся во мнении, что пользы человечеству от беспилотных машин может быть немало. Прежде всего увеличится безопасность на дорогах. Согласно Всемирной организации здравоохранения, смерть в автомобильных авариях – это причина номер один смерти людей от 16 до 29 лет и причина номер два смерти людей всех остальных возрастных групп. Каждый год на дорогах мира погибает больше миллиона человек.

В основном автокатастрофы происходят из-за ошибки водителя. В отличие от человека машины-беспилотники не будут напиваться пьяными, не будут уставать, отвлекаться, задремывать на дороге. По подсчетам, когда в США 90% машин на дорогах будут беспилотники, количество несчастных случаев в год уменьшится более чем в три раза.

В положительную сторону изменится и жизнь в городах. На улицах будет тише. Не будет тревожных сирен и яростного гуденья, рассчитанных на реакцию других водителей.

Специалисты предполагают, что машин в городе будет на 90% меньше, так как большинство городского населения предпочтет, вероятно, коммунальное пользование беспилотниками. В любом случае исчезнут машины, загромождающие парковки и обочины тротуаров во всех городах мира. Доставив хозяина до места назначения, машина без шофера сможет спокойно вернуться домой и никому не мозолить глаза в центре города.

Улучшится и ситуация на шоссе. Машины смогут ехать близко друг к другу, как караван гусей, чей полет облегчается разрезающим воздух вожаком. Движение в потоке воздуха, созданного первой машиной, даст возможность автомобилям, и особенно грузовикам, более экономно расходовать топливо.

Кроме того, уменьшенное расстояние между движущимися машинами, по некоторым подсчетам, создаст на 60% больше места на дороге – до свидания, пробки!

Но вслед технологическому прогрессу всегда слезы. Транспорт без водителей уничтожит целые профессии. Все более усовершенствующиеся роботы будут неизбежно вытеснять одну группу рабочих и служащих за другой.

О том, как будет выглядеть мир с беспилотными машинами, я расспросила молодого специалиста по искусственному интеллекту и главу нью-йоркской фирмы HyperScience Питера Бродски:

«Машина без водителя – это огромный технологический скачок именно потому, что компьютерные программы пишет теперь не человек, а другой компьютер. Значение такого технологического скачка можно сравнить только с изобретением двигателя. Но если двигатель заменял работу человеческих мускулов, то новая система искусственного интеллекта заменяет собой работу человеческого мозга. Так же как мускулы не могут сравниться с мотором, никакой человеческий интеллект не сможет проделать работу компьютера».

Как и большинство людей его поколения, Бродски обеспокоен состоянием окружающей среды и считает, что с машинами-беспилотниками воздух станет чище:

«Скорее всего большинство беспилотных машин будут работать на электричестве. Машины, работающие на электричестве, сейчас существуют, но проблема в инфраструктуре. Машины долго заправляются, и мест на дорогах, где можно подключить машину к сети, мало. Беспилотные машины, отвезя пассажира, не обязательно должны заправляться на заправках вдоль дороги. Для беспилотных машин проблемы с инфраструктурой будет решать гораздо проще».

Когда речь идет о движении на дорогах, Бродски, как и большинство его сверстников, испытывает совершенное доверие к искусственному интеллекту:

«Все это не утопия – будущее уже здесь. Совсем недавно компания «Дженерал Моторс» подала прошение разрешить в этом году тестирование беспилотных машин в Нью-Йорке. На данном этапе в машине будут сидеть два пассажира – инженер, который будет давать оценку работе беспилотника, и еще один наблюдатель. Но эти пассажиры – дело временное. Программа, руководящая машиной, уже работает намного лучше человека».

По мнению Бродски: «Очень важно, чтобы новая транспортная система не оказалась во власти какой-нибудь монополии. Потому что контроль такой монополии над гражданами может быть безграничен. Чтобы этого не случилось, нужно соответствующее государственное законодательство.

Кроме того, история технологий – это история массовых увольнений. Смысл техники в том, чтобы упразднять труд. В США 3,5 млн водителей-дальнобойщиков. В некоторых штатах это самая массовая профессия. С появлением беспилотных грузовиков дальнобойщики неизбежно потеряют работу. Потеряют работу и водители такси, и водители общественного транспорта.

Нужно, чтобы государство могло конструктивно разрешить проблему таких людей. Вместо того чтобы заниматься собственной популярностью, обещая возврат к прошлому, правительство должно быть готово помогать людям переквалифицироваться и оказывать им финансовую поддержку. Без разумного подхода прогресс науки и технологии может обернуться для миллионов людей трагедией».

Вашингтон

NEZG_02.jpg
























NEZG_01.jpg
























Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Москва готовит к бою "Калибры" и "Искандеры"

Москва готовит к бою "Калибры" и "Искандеры"

Владимир Мухин

На выход Вашингтона из ДРСМД Москва ответит гиперзвуковым оружием

0
618
Россияне – это прежде всего бедные люди

Россияне – это прежде всего бедные люди

Анастасия Башкатова

Зарплаты в долларовом выражении падают, несмотря на их "беспрецедентный рост"

0
598
Ориентиров все больше, ясности, куда идет страна, – все меньше

Ориентиров все больше, ясности, куда идет страна, – все меньше

Нацпроекты как новый фактор неопределенности российского будущего

0
431
Недобросовестные трейдеры должны уйти с рынка

Недобросовестные трейдеры должны уйти с рынка

Сергей Никаноров

Дефицита топлива в стране нет, есть проблемы с непрозрачной структурой ряда биржевых сделок

0
258

Другие новости

Загрузка...
24smi.org