0
1447
Газета Наука Печатная версия

11.12.2002

Гамлет с Красной Звезды

Симона Пустильник

Об авторе: Симона Наумовна Пустильник - кандидат биологических наук.

Тэги: богданов, гамлет


Красный Гамлет - так называли современники одного из выдающихся мыслителей ХХ столетия Александра Богданова. Имя его, долгое время находившееся под запретом, сегодня уже заняло принадлежащее ему место в истории отечественной мысли, но творческое наследие еще ждет осмысления. В какой-то мере он умер "вовремя", уже следующий, 1929 год - печально известный год "великого перелома", трагически сместивший акценты и имена...

Богданов был разносторонним мыслителем, он оставил свой след во многих областях знания и культуры, но главным трудом и делом его жизни стало создание новой научной концепции. Он дал ей название тектология - всеобщая организационная наука (от греч. тектон - строить), посвятив разработке основ этой науки всю жизнь. Она оказалась непонятой современниками и преданной забвению. Лишь в середине прошлого века, с возникновением общей теории систем и кибернетики, выяснилось, что основные их принципы давно существовали в забытой богдановской тектологии! А с дальнейшим развитием системного подхода выяснилась удивительная вещь - на заре века Богданов в качественной форме предвосхитил системные поиски целого столетия.

Но тектология для Богданова не была лишь отвлеченной научной концепцией - это была мировая наука общества будущего. Как все марксисты, он мечтал о кристально ясном и научноорганизованном мире, гармоничных социальных и человеческих отношениях...

"Собирание человека" - название одной из его ранних статей. А в созданном позднее Институте переливания крови он пытался практически осуществить эту идею. В то время многие ученые полагали, что именно кровь, а не гены - носитель наследственности. Взаимные переливания крови виделись Богданову исполненными глубокого системного смысла, каждая система-человек при переливании получает недостающий или здоровый системный компонент. Более того, при этом должно наступить и омоложение организма. Нечего и говорить, что в первую очередь в институте пытались омолодить "изношенных" старых партийцев.

Но для самого Богданова глобальный пафос этой идеи заключался все-таки в достижении единения всего человечества, в возникновении гармоничного человеческого коллектива через кровное братство. Кстати, трагическая смерть самого Богданова явилась именно результатом неудачного взаимного переливания крови.

Классовая борьба и насилие никак не вписывались в эту гармоничную научную картину мира. Придя к этому выводу, Богданов, ближайший соратник Ленина, стоявший с ним плечом к плечу в революции 1905-1907 годов, становится его антагонистом и идейным противником. Если по Ленину социализм побеждает, а затем осуществляется, для Богданова социалистическая революция - результат социалистического развития. В первую очередь - создания нового человека, человека единого гармоничного коллектива. В 1918 году он расценивает переход власти в руки пролетариата как авантюру, ведущую к долгому царствию Железной пяты. И, конечно, очень скоро программная статья Богданова "Вопросы социализма" тихо уйдет в спецхран, как и другие его работы.

А дальше - следующий виток. Знаменитый Пролеткульт. Именно Богданов был главным идеологом движения пролетарской культуры. Помните печально известный стихотворный лозунг Пролеткульта "Во имя нашего Завтра сожжем Рафаэля, разрушим музеи, растопчем искусства цветы"? Но, оказывается, Красный Гамлет был опять не понят современниками - и эта его идея была искажена. Главный смысл богдановской программы Пролетарской культуры - пролетарская наука. Социализация знания, когда наука - удел не избранных, а достояние человечества. "Социализм науки" - название одной из программных работ Богданова. По его мысли, именно тектология, будучи доступна каждому и являясь достоянием каждого, - пролетарская наука будущего, средство объединения миллионов в единый коллектив.

Как бы предчувствуя разочарования, которые принесет ему реализация земного социализма, еще в 1908 году он напишет роман-утопию "Красная Звезда" - о будущем гармоничном обществе-коллективе. Но местом реализации этой утопии он выберет далекий Марс. Удивительны предвиденные им реалии и проблемы будущего - синтетические материалы, атомная энергетика, вычислительные машины, рост населения, загрязнение окружающей среды┘

Грандиозный замысел научноорганизованного мира остался лишь красивой утопией, как многие замечательные идеи в истории, но нельзя не отдать должное остроте предвидения Красного Гамлета. Ему принадлежит одно из первых в истории предупреждений об опасности ядерного самоуничтожения человечества и о необходимости общечеловеческого контроля для предотвращения фатального исхода. Наука, сплачивающая миллионы в единый гармоничный коллектив, виделась Богданову как возможность контроля человечества над наукой существующей - проблема, стоящая перед земной цивилизацией третьего тысячелетия.


Другие новости

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.

Читайте также


Дорогой Гамлет

Дорогой Гамлет

Григорий Заславский

Робер Лепаж дебютировал в Театре Наций

0
2745
Марк Розовский долго держался, терпел, но поставил "Гамлета"

Марк Розовский долго держался, терпел, но поставил "Гамлета"

Григорий Заславский

С риском для жизни, но и с огромным чувством ответственности театр «У Никитских ворот» предлагает зрителю новое  прочтение великой пьесы

0
2140
Наука для лучшего мира

Наука для лучшего мира

Симона Пустильник

Именно Россия в начале XX века имела шанс стать первой в мире компьютерной сверхдержавой

0
2097