Газета Наука Печатная версия

12.12.2007

Ученые не в курсе

Тэги: нанотехнологии, наука, ученые

нанотехнологии, наука, ученые Сонмы микромашин, способных проникать в человеческий организм... Словом, туча микросаранчи, от которой не бывает спасения, – это почти реальность.
Источник: hof.povray.org

В последнем номере журнала Nature Nanotechnology профессор Дитрэм Шойфель из Университета Висконсин-Мэдисон опубликовал результаты своего телефонного исследования, в ходе которого он пытался понять, как относятся к самой модной сейчас науке – нанотехнологии – ученые и простые люди.

Его группа обзвонила множество американцев и среди них около 400 ведущих ученых и инженеров. Выяснилось, что те, кто разбирается в этой технологии, кто понимает, насколько громаден ее потенциал, ничего не знают о том, какие она может вызвать проблемы экологического и медицинского характера. Правда, они не знают и того, может ли она вообще вызывать такие проблемы.

«Ученые просто не в курсе, – говорит Шойфель. – Они отвечают: «Мы не знаем. Такие исследования не проводились».

В последнее время мы привыкли к тому, что народ опасается глобальных нововведений намного больше, чем специалисты. Особенно ярко это видно на примерах ядерной энергетики и генетически модифицированных продуктов. А здесь┘ просто даже удивительно.

Технология, основанная на только что обнаруженной возможности манипулировать веществом на мельчайших, квантовых размерах, размерах отдельных молекул и атомов, технология с широчайшим спектром возможных применений, от новых (и уже существующих) антимикробных покрытий до квантовых компьютеров будущего, технология, уже сегодня используемая в быту (теннисные ракетки или велосипедные рамы) – и вдруг никаких опасений, даже никаких исследований на предмет ее безопасности!

Опрос показал, что, хотя ученые весьма оптимистично смотрят на будущие выгоды от применения нанотехнологий, они выражают куда больше озабоченности по поводу их экологической чистоты и в особенности по поводу связанных с ними медицинских проблем. 20% опрошенных ученых весьма озабочены появлением новых форм экологического загрязнения окружающей среды, тогда как всего 15% людей, не связанных с наукой и техникой, вообще признают, что такие проблемы могут существовать. Более 30% ученых опасаются того, что нанотехнологии могут нанести вред здоровью, и только 20% остальных разделяют их страхи.

Единственное, в чем страхи населения США больше опасений, разделяемых учеными, – это социальные проблемы, такие как потенциальная потеря рабочих мест и вторжение в частную жизнь.

Однако это парадоксальное несоответствие кажется парадоксальным только на первый взгляд. Атомная энергетика и производство генетически модифицированных продуктов с самого своего рождения имеют сильных врагов. Их появление означает вторжение на уже занятые рынки, поэтому враждебное отношение к ним нисколько не удивительно.

Нанотехнологии, несмотря на то что они грозят пронизать в будущем всю нашу жизнь, таких врагов не имеют – это нечто совершенно новое, не имеющее аналогов в прошлом. Они пока никого не теснят с рынков, напротив, они дают ведущим игрокам новые возможности и тем самым плодят могущественных друзей.

Ученые обеспокоены, но молчат, как считает Шойфель, потому что они не имеют обыкновения приставать со своими опасениями к журналистам. И это, по его мнению, вполне можно исправить.

И все-таки это уже второй звонок. Первый прозвучал в 2000 году, когда Билл Джой, создатель и один из совладельцев знаменитой компьютерной корпорации Sun Microsystems, опубликовал пространную статью, которая изрядно переполошила специалистов. Собственно, в статье Джой не сказал ничего принципиально нового, он только свел вместе уже имевшиеся к тому моменту мрачные предсказания и заявил, что если человечество не одумается, то в течение ближайших десятилетий его ждет гибель от своих собственных созданий.

Созданий – три. Это разумные машины, вмешательство в геном и нанотехнологии. Если отвлечься от первых двух, нанотехнологии позволят создать сонмы микромашин, способных передвигаться, проникать в человеческий организм... Словом, туча микросаранчи, от которой не бывает спасения. «Если существующие тенденции не претерпят изменения, то, по всей видимости, я буду вынужден оставить свою работу, – заявил Билл Джой, – ибо она может гибельно сказаться на жизни всего человечества».

Важно было не только то, что сказано, но и то, кем это сказано. Джой известен коллегам как технократ, ярый сторонник компьютерного прогресса, человек очень спокойный, вдумчивый и совершенно не склонный к скоропалительным утверждениям.

Джой не говорил об экологии и проблемах здравоохранения, он говорил о новом страшном оружии, которое может попасть в руки террористов, ящике Пандоры, который кто-нибудь может открыть просто по незнанию. А перспективы этого незнания так же необъятны, как и перспективы нанотехнологий, – напомним, ученые не знают ни одного исследования, посвященного связанным с ними рискам.