0
4235
Газета Наука Интернет-версия

23.01.2013 00:00:00

Пращур "Марсельезы"

Виген Оганян

Об авторе: Виген Оганян - полковник в отставке, г. Москва.

Тэги: биология, анатомия, человек


биология, анатомия, человек Схема образования диссонанса (вид сверху), совмещенная с нормированным графиком частоты биений (F). M, M1 – координаты атакующей летучей мыши; V – cкорость мыши; Vл, Vп, V1л, V1п – скорости сближения мыши с левым и правым ухом матери.
Рисунок автора

Я утверждаю,

что каждый закон

природы существует

для предсказания.

Вильгельм Оствальд,

нобелевский лауреат, 1909 год

Цивилизация, а затем урбанизация, уведя людей из лесов, гор и сельских мест, притупили в нас свойства, предупреждающие о нападении диких братьев меньших. Например, наседка, чувствуя нападение с воздуха, предупреждает цыплят, издавая нарастающий звук.

Наверное, миллион лет тому назад в подобной ситуации опасность предчувствовали и люди. Представим себе, как в темной пещере к женщине с ребенком подлетает летучая мышь. Вот она пикирует на ребенка, но мать чувствует, откуда грозит опасность. Как?

Известно, что способность человека определять, в каком направлении находится источник звука, обусловливается тем, что звук проходит до уха, обращенного к этому источнику, более короткий путь (бинауральный эффект). Вследствие этого звуковые волны в обоих ушных каналах различаются по фазе (времени прихода данной фазы) и амплитуде звуковых колебаний. Это ведет к различию импульсов, поступающих в центральную нервную систему от правого и левого уха, что и позволяет угадать направление звука – автоматически мы поворачиваем голову до исчезновения различия импульсов.

Человеку неплохо удается определять это направление в горизонтальной плоскости, «азимуте». Однако расположение источника звука в вертикальной плоскости устанавливается менее точно. Это обусловлено тем, что уши у нас расположены симметрично, и при повороте головы в горизонтальной плоскости на нужный азимут расстояние от источника звука до каждого уха оказывается одинаковым, независимо от того, на какой высоте находится этот источник в вертикальной плоскости.

В тех случаях, когда определение направления источника звука жизненно важно в обеих плоскостях, природа находит оригинальные решения. Например, отверстия наружного уха у некоторых видов сов расположены асимметрично, одно выше другого. Сова может, поворачивая голову влево-вправо и вверх-вниз, выравнивать интенсивность достигающих обоих ушей звуков как в вертикальной, так и в горизонтальной плоскостях и таким образом определять точное местоположение добычи в пространстве, например грызунов в густой траве.

Но, может быть, небольшая точность определения угла места человеком компенсируется высоким качеством какого-то другого свойства слуховой системы? Ведь, кроме фазы и амплитуды звуковых колебаний, она измеряет и частоту, различая звуки с разностью частот в 0,1–0,3%! Для чего такая высокая точность? Попытаемся найти ответ в нашем примере.

Здесь в общем случае траектория атаки будет такой, что скорость сближения летучей мыши с правым ухом матери не будет совпадать со скоростью сближения с ее левым ухом (cм. рис.). А так как именно скорость сближения влияет на воспринимаемую матерью частоту испускаемого мышью звука (эффект Доплера), то будут отличаться и частоты звуковых волн, поступающих в правое и левое ухо.

Это небольшое отличие по частоте звука воспринимается в центральной нервной системе как биения – колебания с периодически меняющейся амплитудой, возникающие при наложении двух гармонических волн с несколько различными, но близкими частотами. Поскольку частота биений равна разности частот на входе правого и левого уха, а эта разность невелика, то биения оказываются в слышимом диапазоне. Даже если сами породившие их волны являются ультразвуковыми, как в рассматриваемом примере.

В процессе атаки меняется соотношение сторон треугольника «мышь – правое ухо – левое ухо», вследствие чего меняется и частота биений: когда мышь далека, частоты волн, входящих в правое и левое ухо, практически совпадают, поэтому частота биений близка к нулю и звук не слышен. При подлете мыши с расхождением частот растет и частота биений. Она достигает предельной высоты в районе минимального расстояния до цели, а с удалением – атака отбита – снова убывает до нуля.

Матерью ребенка это воспринимается как басовитый звук, повышающийся до визга, который затем, понижаясь и слабея, затихает. Чтобы минимизировать дискомфорт от визга, нужно выравнивать расстояние от мыши до левого и правого уха, поворачивая голову в сторону врага и, значит, повышая шанс отбить атаку.

Повезло ли малышу в нашем примере, зависело от того, был ли для его матери неприятен визг, порожденный атакой мыши. Ведь, прежде чем у большинства представителей гомо сапиенс сформировались звуковые эмоции, погибли тысячи поколений тех, у кого предостерегающие, предшествующие беде звуки не вызывали инстинктивного чувства настороженности, страха, тревоги.

Не оттуда ли родом взлетающий тон воинских сигналов тревоги, зовущих «В ружье!», и скользящие вниз звуки «Отбоя»? Наверное, тревоги, вызываемые угрозой, и радости, связанные с тем, что опасность миновала, для множества конкретных сценариев и действующих лиц обладали общими чертами, сформировавшими в процессе эволюции соответствующую реакцию, в том числе и выражаемую музыкой.

Может быть, не случайно то, что биения, о которых говорилось выше, лежат в основе определения диссонансных и консонансных интервалов звука в музыке. А также то, что мы ощущаем диссонанс (здесь – одновременное звучание близких тонов) как «раздражающий, беспокоящий звук, являющийся носителем напряжения и движения». Наверное, ассоциация диссонанса с приближающейся опасностью в процессе эволюции и стала причиной тревожного состояния и дискомфорта, испытываемых многими из нас от него и сегодня.

Сила воздействия музыки и границы ее владений приводят к мысли, что у ее истоков решался вопрос – «быть или не быть?». С тех пор она одолела дорогу от куриного крика до тревожного призыва «галльского петуха», взбудоражившего Европу «Марсельезой». Возвысилась до героических симфоний, внушающих «горе побежденным» и радость победителям, в эпоху Моцарта и Бетховена… Но примерно с тех же времен пошатнулось единовластие консонанса – приятное для слуха одновременное звучание различных тонов, и началось освоение музыкального пространства диссонансом.

Так, если до XVII века условием применения диссонанса было его полное подчинение консонансу, а в XVII–XIX веках обязательным считалось разрешение диссонанса в консонанс, то с конца XIX и в особенности в XX веке диссонанс все чаще стал применяться самостоятельно. Может быть, это потому, что мы далеко отошли от пращуров?

Скорее всего в условиях цивилизации врожденная реакция на диссонанс как на предвестник опасности уже не актуальна; она подчинена наработанной человеком культуре производственной деятельности, а для выживания не столь необходима, как прежде, поэтому неприятие диссонанса становится атавизмом.

И все же он, некогда предупреждавший об атаке диких братьев меньших, и сегодня тревожит душу человека, хотя давно уже его главным соперником стал человек же.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Борис Ковальчук займется цифровизацией Счетной палаты

Борис Ковальчук займется цифровизацией Счетной палаты

Ольга Соловьева

Совет Федерации утвердил в должности главного ревизора нацпроектов

0
479
Адвокатура нашла союзника в "Новых людях"

Адвокатура нашла союзника в "Новых людях"

Екатерина Трифонова

Воспрепятствование профессиональной деятельности защитников становится политическим вопросом

0
400
Путин укрепляет администрацию Кремля блоком по военно-идеологическому противостоянию с Западом

Путин укрепляет администрацию Кремля блоком по военно-идеологическому противостоянию с Западом

Иван Родин

Николай Патрушев и Алексей Дюмин стали помощниками президента РФ с изначально формальным функционалом

0
688
Ответственного перед Госдумой правительства пока нет

Ответственного перед Госдумой правительства пока нет

Дарья Гармоненко

Депутаты и сенаторы отчасти использовали новые конституционные полномочия

0
500

Другие новости