27.02.2013 00:00:00

Секретная программа изучения Марса

Александр Портнов

Об авторе: Александр Михайлович Портнов - доктор геолого-минералогических наук, профессор.

Тэги: наса, марс, космос

наса, марс, космос «Кьюриосити» действительно – очень наукоемкий аппарат, поэтому от него ожидают большего.

Больше полугода прошло с тех пор, как крупнейший американский марсоход «Кьюриосити» («Любопытство») мягко опустился на поверхность Марса в кратере Гейла, расположенном на экваторе планеты. Последние новости с Марса – «Кьюриосити» наконец-то смог пробурить две скважины на участке скалистой породы на глубину 20 и 64 мм. Представители американского национального агентства по космонавтике и аэронавтике NASA уже назвали бурение на Марсе «потрясающим достижением». «Команда «Кьюриосити» преодолела самый серьезный рубеж с момента совершения посадки аппарата в августе прошлого года. Это еще один славный день для Америки», – приводит Би-би-си слова профессора Джона Гротцингера, главного научного сотрудника проекта.

Программа исследований соответствовала цене аппарата (более 2 млрд. долл.) и была чрезвычайно обширной. Предполагалось, что «Любопытство», увешанное сложным научным оборудованием, выполнит роль всестороннего исследователя.

В частности, ожидалось, что будет изучено прошлое Марса, и для этого планировалось составление первого на Красной планете геологического разреза осадочных толщ. Ожидались многочисленные анализы минералов и горных пород, новые данные о присутствии воды и возможности наличия жизни. Программа, рассчитанная на два года, предусматривала маршрут длиной примерно в 22 км и даже восхождение на гору Шарп высотой 5,5 км в центре кратера Гейла. Миллионы людей во всем мире затаили дыхание, ожидая лавины сенсаций.

Но вот прошла четверть запланированного времени, а широко разрекламированный поток новостей отсутствует. Нельзя считать «сенсацией» фото окатанной гальки в сухом русле маленького ручейка, поскольку американские «Викинги» еще 40 лет назад сфотографировали на Марсе долины грандиозных рек. В этих сухих долинах и галька, и валуны, конечно, имеются в изобилии.

Не подходят для сенсации и «скважины» в марсианском грунте глубиной в несколько сантиметров. Известно, что советские «Лунники» пробурили еще полвека назад лунный грунт (реголит) почти на 30 см. Этот керн был доставлен в СССР автоматическими станциями, он хранится и анализируется в Институте геохимии и аналитической химии РАН в Москве, а также был разослан в научные лаборатории других стран.

Что же смогли на данный момент выяснить американцы с помощью своего «Любопытства»? Например, то, что содержание воды в грунте кратера небольшое и составляет всего около 2%. Эта вода несвободная, она входит в состав красных гидроксидов железа и искать воду следует не здесь, а на дне ущелья Маринер.

Ненадежны проведенные американскими учеными анализы метана в атмосфере как индикатора жизни. Сначала, после анализов марсохода, они были широко разрекламированы, а потом дезавуированы: оказалось, ошибка вышла, нет метана. Конечно, метан присутствует в гниющих болотах Земли, но также известно, что метан входит в огромных количествах в атмосферы Юпитера, Сатурна, Нептуна, где жизни, видимо, нет. По моему мнению, о былой жизни на Красной планете свидетельствует красноцветная железистая кора выветривания Марса, которая на Земле является надежным индикатором фотосинтеза, теплого климата и обилия свободной воды.

Вот, кажется, и все достижения «Кьюриосити». Прямо скажем, не густо. Не того мы ждали от сверхсовременной станции. Но так ли это на самом деле? Не стоит ли за пустотой информационного поля хитрый расчет?

Вполне заслуживает внимания гипотеза о том, что американцы начали новую информационную политику: они активно «темнят», скрывая действительно интересные находки. Ведь предыдущие американские зонды и марсоходы неизменно сообщали сенсационные данные. Были открыты долины огромных рек, грандиозные вулканы, гигантское ущелье Маринер, разные осадочные и магматические породы, обилие редкого на Земле минерала маггемита. Наконец, на Марсе были обнаружены явные следы прошлой жизни и артефакты, очень похожие на техногенные. Часть таких объектов была изображена на фотографиях NASA, часть обнаружена любителями при увеличении и детализации мелкомасштабных фотографий NASA.

Эта марсианская панорама появилась на одном из интернет-сайтов. Но буквально через 30 минут она была удалена. Шутка?
Скриншот cделан автором с монитора компьютера

Были переданы фотографии загадочных объектов, похожих на пирамиды, рисунки на скалах, «скульптуры», фундаменты зданий, НЛО, трубопроводы, туннели, входы в недра планеты с «дверями» и «люками», дороги. Были переданы фото, на которых были обнаружены артефакты, похожие на доски, раковины, черепа ящеров и даже антропоидные черепа. Казалось бы, для окончательных заключений оставался один шаг: был нужен детальный химический анализ.

И вот на Марс прилетел «Кьюриосити» с набором химических анализаторов. Теперь техногенные объекты можно идентифицировать. Можно определить стекло, металлы, сплавы, которые однозначно свидетельствуют в пользу высокоразвитой цивилизации. Однако уже полгода длится информационный коллапс. Марсоход как бы ослеп и лишился анализаторов. Словно он вышел из строя и только колеса вроде бы крутятся.

А ведь первые снимки, переданные «Любопытством», действительно оказались очень любопытными: вблизи от него любителями-астрономомами были замечены характерного вида старый «ботинок»; объект, похожий на подметку сандалии, какая-то змеевидная проволока, трубка, покрытая зеленым налетом. Это даже дало нам основание предположить (см. «НГ-наука» от 10.10.12), что марсоход сел прямо на помойку. На горизонте был виден загадочный купол, в небе над горами – пара движущихся НЛО...

Случайно я «поймал» в Интернете видео с движущегося «Кьюриосити». В кадре была видна небольшая металлическая (латунная?) деталь, похожая на крышку от старинной чернильницы с какими-то знаками по краю; рядом с марсоходом мелькала овальная тень, похожая по форме и размерам на поднос. Через полчаса этот сайт исчез из Всемирной паутины.

Но это означает, что сенсационные, явно техногенные аномальные объекты лежали под боком, в начале пути «Кьюриосити». Несомненно, что они были немедленно проанализированы, результаты получены и... строго засекречены.

Можно предположить, что американские исследователи столкнулись с несомненным доказательством существования в прошлом или настоящем остатков техногенной цивилизации.

Как известно, фото и анализы этих артефактов в прессе не появились. Зато начались какие-то длительные «проверки аппаратуры», фотографии «сухого русла ручья» с невразумительной угловатой галькой, неудачные «поиски жизни» по содержанию метана в атмосфере, «бурение скважин» глубиной с мизинец и т.д. Создается впечатление, что американские ученые тянут время, лихорадочно согласуя с администрацией и спецслужбами способы скрыть действительно сенсационные данные за потоком малозначащей информации, почти не имеющей научной ценности.

Очевидно, кратер Гейла был выбран для посадки не для того, чтобы составлять геологический разрез на горе Шарп. Мы уже отмечали (см. «НГ-наука» от 10.10 12), что эта гора – самое неподходящее место для решения такой задачи. Но NASA молчит о том, что в кратер Гейла идет намеченная точечным техногенным пунктиром прямая, как стрела, загадочная дорога с летящими (?) над ней белыми «вагонами». Эти снимки NASA, снятые с американского орбитального зонда, размещены в Интернете.

Возможно, американцы своевременно не заметили эту «техногенную» информацию, поскольку они завалены миллионами высококачественных, но мелкомасштабных снимков поверхности Марса. Они просто не успевают их обрабатывать. Наиболее ценная «мелочь» остается вне поля их зрения – и этим успешно пользуются «любители», открывающие на увеличенных снимках настоящие тайны Красной планеты.

Так выглядят две скважины, пробуренные «Любопытством» на Марсе: правая – 20 мм, левая – 64 мм.

Похоже, что американцы давно уже знают о техногенной цивилизации на Марсе. Знают, но молчат, хотя это и приводит к запоздалым скандалам, как это имело место с Луной, когда об НЛО и следах цивилизации на Луне заговорили американские астронавты-пенсионеры, у которых кончился срок подписки о неразглашении государственных тайн. И в СССР тоже был совершенно секретный «полет на Марс», когда трое добровольцев, правда на Земле, пережили годичное заключение в тесной кабине в обстановке полной кошмарной изоляции.

Совершенно очевидно, что сейчас информация с «Кьюриосити» тщательно фильтруется. Американцы не хотят, чтобы их открытия бесплатно получал весь мир. Нефильтрованные снимки из кратера Гусева, где на землян глядят пустыми глазницами почти человеческие черепа, были явной утечкой секретных данных. Сейчас американцы поумнели. Надо думать, что старые администраторы из проекта уволены, а «Любопытство» обслуживают новые и более подготовленные ребята.

Возможно, в кратере Гейла с помощью орбитального зонда найдены какие-то крупные техногенные объекты. Возможно, в действительности на Марсе появился разведчик, первый земной космошпион под маской геолога. Посмотрим, чем сумеет удивить граждан Земли марсоход «Кьюриосити» за оставшееся в программе исследований время.