Газета Наука Печатная версия

25.01.2017 00:01:05

Китайцы осваивают генетическое редактирование

Борьба за иммунную систему перемещается на молекулярный уровень

Игорь Лалаянц

Об авторе: Игорь Эруандович Лалаянц – кандидат биологических наук.

Тэги: биология, анатомия, медицина, генетика

Известно, что словами «Алеет Восток» Китай позиционирует себя по отношению к Азии и миру в целом. Поэтому неудивительно, что на мир произвело большое впечатление заявленное намерение китайских врачей испытать новую молекулярную технологию генетического редактирования при онкологических заболеваниях.

Специалисты Сычуаньского университета объявили, что они начинают клинические испытания генетического редактирования у больного, страдающего метастатической формой немелкоклеточного рака легких. Ген-редактор представляет собой РНК-гайд, или «поисковик» конкретного гена-мишени, к нему подводится фермент, вырезающий тот или иной ген, который оказывает аномальное воздействие на клетку.

В Сычуани в качестве мишени использовали ген PD (Programmed Death), белок которого сдерживает аутоиммунную атаку на собственные ткани и органы. В норме иммунные лимфоциты атакуют и убивают постоянно образующиеся в организме измененные клетки. Однако в результате мутации гена PD рак выходит из-под иммунного надзора.

Мы рождаемся с врожденным иммунитетом, к нему по ходу жизни добавляется приобретаемый, или адаптивный, который может быть пожизненным как после кори, так и сезонным, как в случае гриппа. За специфический иммунитет отвечают Т-лимфоциты, проходящие «обучение» в тимусе, или зобной железе, – главном органе иммунной системы. При раке сложный механизм иммунного взаимодействия нарушается, и Т-лимфоциты оказываются «слепыми», так как аномальный ген PD тормозит их реакцию.

Пока речь идет об определении токсичности нового метода и возможных побочных эффектов, китайские врачи намереваются применить его у 10 человек. Такие же испытания в марте 2017 года намечаются в Пекинском университете, где с помощью генетического редактирования хотят помочь жертвам рака мочевого пузыря, простаты и почек.

Заокеанские ученые настроены весьма скептически по отношению практического использования ген-редактирования вне лабораторных пределов, считая метод еще достаточно сырым и имеющим малое разрешение в смысле точности попадания в ген-мишень (не так просто найти ген в ядре клетки). Сначала китайцам возразил Дж. Колумбиа из Университета Палермо, который указал на то, что антитела против белка PD позволяют успешно сдерживать развитие рака легких. Затем выступила целая «команда» специалистов Гарвардского и одного из чикагских университетов: они предложили «бороться» с помощью одного из аденовирусов, сидящих в клетках слизистой. Их статью публикует журнал Science Immunology. Аденовирус повышает активность обоих типов Т-лимфоцитов, в результате чего антиген-специфичные клетки начинают вырабатывать повышенные количества одного из интерлейкинов (обеспечивающих меж- или интерклеточную коммуникацию) и того же PD.

Борьба с раком знает много взлетов и падений, но только сегодня мы понимаем, сколь сложны геномная и клеточная природа и биология онкологических заболеваний. Понятно стремление китайских коллег побыстрее заявить о себе, американцы же знают, что иммуннно-клеточный подход был впервые опробован треть века назад.

С тех пор молекулярная онкология прошла огромный путь, одним из достижений на котором стали Т-лимфоциты с химеричными антителами. Но и они пока являются всего лишь вспомогательными к химиотерапии, от которой никто отказывать не собирается.