0
1566
Газета Общество Интернет-версия

05.11.2003 00:00:00

Синдром братских народов

Михаил Мчедлов

Об авторе: Михаил Петрович Мчедлов - профессор, директор центра "Религия в современном обществе" Института комплексных социальных исследований РАН, член Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте РФ, председатель Экспертного совета для проведения государственной религиозной экспертизы при Минюсте РФ.

Тэги: политика, кризис, народы


В наше политизированное время, когда обострились этнические и конфессиональные противоречия, взаимосвязь этнонациональных и религиозных факторов становится все более очевидной. Однако ее психологические, исторические и политические аспекты до сих пор не изучены.

Наибольшее влияние на политическую жизнь оказывают не отдельно взятые религиозные или национальные факторы, а их симбиоз. Эту связь используют в своих интересах лидеры национальных и религиозных движений.

Очевидно, что особую актуальность данная проблема имеет для полиэтнической (около 150 этносов) и многоконфессиональной (свыше 70 религиозных течений) России. Сегодня в нашей стране активизируется деятельность как религиозных организаций, так и национальных движений, нередко приводящая к региональному сепаратизму. А ведь для нерусской части населения исторической родиной является почти половина российской территории.

При анализе взаимоотношений религиозного и национального факторов неизбежно обращение к такому ключевому понятию, как традиция. На протяжении веков остаются неизменными этические и религиозные представления, на которые мало действует смена не только политического режима, но и общественной системы в целом.

Благодаря кровно-родственным связям, совместному ведению хозяйства и общему языку этническое самосознание развивается даже у членов таких первичных социальных общностей, как род и племя. Со временем чувство принадлежности к конкретному этносу приобретает более широкий и осознанный характер. Сегодня это, пожалуй, одна из самых массовых форм сознания народов России. Так, например, в ходе социологического опроса накануне введения новых паспортов большая часть респондентов высказалась за сохранение графы "национальность".

Несколько иначе обстоит дело с религиозной самоидентификацией. Приобщение народов к новым для них религиозным системам - долгий и трудный процесс. Например, христианизация древнерусского общества растянулась до XV-XVI вв. Однако, укоренившись, новая вера начинает во многом определять национальное самосознание и быт народа.

Исследования показывают, что распространение одного религиозного направления среди нескольких народов способствует сближению их культуры, быта, помогает ощутить солидарность друг с другом. Хотя речь идет о духовно-культурной солидарности, есть основания утверждать, что единая вера сказывается и на политических симпатиях. Например, в большинстве своем православная Северная Осетия не подвержена идеям сепаратизма. В подобных ситуациях зарубежные политологи используют понятие "синдром братских народов".

Укорененность религии в народной среде играет особенно важную роль в такие кризисные периоды, как война, оккупация, коренная ломка общественных устоев. История многих народов, попавших под чужеземное иго, убеждает, что сохранение традиционной религии позволяет избежать полной ассимиляции и вновь обрести свою государственность. В сегодняшней России это проявляется весьма наглядно. Деятельность российских религиозных организаций, связанная с сохранением национальной идентичности, сопровождается активным неприятием усиленно пропагандируемых установок общества потребления.

Сложности переходного периода в нашем многонациональном и поликонфессиональном обществе сопровождаются центробежными тенденциями и гипертрофированием национальных интересов. Однако подобные явления чаще всего отвергаются общественным сознанием. Социологические исследования свидетельствуют, что большинство верующих озабочены тем, что межнациональные конфликты могут привести к развалу российского государства.

В такой ситуации очень важна позиция религиозных организаций. Ведь если к этническим конфликтам добавятся столкновения на религиозной почве, то последствия могут быть трагичными. Влиятельность каждой религиозной организации зависит от ряда обстоятельств: ее численности, исторических традиций, интегрированности в общественную культуру, специфики иерархической структуры.

Особое значение для российской действительности имеют взаимоотношения православия и ислама, двух наиболее многочисленных религиозных организаций на территории России. В настоящее время во многих православных и мусульманских изданиях проводится идея о взаимообогащающем диалоге культур, подчеркиваются традиции межрелигиозной терпимости, совместной защиты единого отечества, общего труда на благо всех российских этносов и конфессий.

Интерес представляют в этой связи данные нашего мониторинга о национальном составе религиозных групп. Среди православных помимо русских (88,8%) есть и представители народов мусульманской культуры (около 1%). Соответственно среди мусульман русские составляют около 2%. Очевидно, такое сочетание национальной и конфессиональной принадлежности является следствием тесного соприкосновения православных и мусульманских народов в пределах единого российского государства. Показательно, что, по данным социологического опроса, идея воссоздания союзного государства встречает наибольшее одобрение в мусульманской среде.

Видимо, подобное явление объясняется тем, что последовавшие за распадом СССР межнациональные конфликты затронули прежде всего зоны исторического расселения мусульманских народов. Не случайна и поддержка подавляющим большинством мусульман (около 90%) девиза: "Россия - общий дом многих народов с равными правами, где никто не должен иметь никаких преимуществ". Это подтвердилось в 2002 г. во время вторжения в Дагестан чеченских сепаратистов. Дагестанские народы, не дожидаясь действий федерального Центра, дали достойный отпор радикалам-исламистам, защитив честь государства и его целостность.

Почти в каждой религиозной системе есть положения, которые дают повод для прямо противоположных действий. Проблема сводится к тому, какие именно положения священных текстов будут взяты верующими в качестве идейных ориентиров, какое направление в религии получит возможность влиять на сознание и чувства верующих.

Как показывают социологические опросы, при возникновении социальных и национальных конфликтов многие респонденты надеются на миротворческую деятельность религиозных лидеров. Правда, подобная деятельность пока мало учитывается светскими властями. Но, по данным исследований, около 60% опрошенных верят, что религия может способствовать установлению добрых отношений между представителями разных этносов. При этом треть респондентов убеждены, что глубоко верующий человек видит своего ближнего в представителе любой национальности.

Наряду с необходимостью неукоснительного соблюдения государственными органами конституционных принципов, в первую очередь равенства этноконфессиональных общностей перед законом, многое зависит от тактичного поведения должностных лиц, от взвешенного, деликатного тона устных и печатных выступлений публицистов и политиков, от позиции религиозных деятелей. Необходимо воздержаться от привнесения в религию политических компонентов, в том числе таких архаичных, как идеи монархии, шариатского суда и т.д. Разумеется, все это исключает любые попытки создания какого-либо политического образования по этноконфессиональному принципу.

Наша страна сможет избегать массовых конфликтов на религиозной почве лишь при последовательном изживании любых проявлений национально-культурной нетерпимости и развитии всех институтов светского демократического общества.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
1368
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
684
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
3623
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
2823

Другие новости