1
10842
Газета Общество Печатная версия

22.05.2019 20:26:00

Константин Ремчуков: Новая политика Москвы в области занятости и борьбы с бедностью

В столице заработал бесплатный инновационный сервис трудоустройства

Тэги: инновационный сервис, трудоустройство, москва, моя карьера, мои документы, моя работа


инновационный сервис, трудоустройство, москва, моя карьера, мои документы, моя работа Тренинг по развитию универсальных управленческих навыков уверенности в себе «Я выдающийся» проводит компания Google. Это совместный проект центра занятости населения Москвы «Моя работа» и Google. Фото автора

Сегодня традиционный рынок труда функционирует в условиях асимметричной информации со стороны как претендентов на работу, так и работодателей. Есть безработные и есть вакансии, которых в Москве, например, в разы больше. Как соединить ищущих и предлагающих работу наилучшим образом?

Многие люди не узнают рынок труда времен своей молодости, начала трудовой деятельности. Интернет, инновационные бизнесы, исчезновение промышленных гигантов как главных центров занятости, необычайно расширившийся сектор услуг – главные приметы нынешнего дня. Все больше стирается грань между «синими» и «белыми воротничками», а традиционная иерархия квалификаций подчас неадекватно отражает способности людей. Настала пора мира «без воротничков».

В 2019-м правительство Москвы начало модернизацию городской системы занятости населения. Основная задача запланированных изменений – отказ от формальных устаревших подходов в пользу индивидуальной (адресной) работы по оказанию помощи в трудоустройстве с учетом потребностей и конкретной жизненной ситуации соискателя.

Мэр столицы Сергей Собянин отмечает следующие особенности рынка труда в городе, делающие его уникальным:

– по масштабу: крупнейший в России и один из крупнейших региональных рынков труда в мире, 7,2 млн человек;

– по уровню диверсификации: в Москве востребованы специалисты практически любого уровня образования и квалификации;

– по качеству рабочей силы: более 40% москвичей имеют высшее образование, а среди более молодых работников этот показатель превышает 50%;

– по уровню мобильности рабочей силы: мегаполис позволяет его жителям относительно свободно менять работу, приспосабливаясь к меняющемуся рынку труда;

– по качеству рабочих мест: доля высококачественных, хорошо оплачиваемых, перспективных рабочих мест в Москве заметно выше, чем во многих других городах и регионах.

Важнейшая особенность московского труда – профицит рабочих мест. Москва является регионом с самым низким уровнем безработицы в РФ – 1,2% по методологии МОТ. Работу в Москве найти можно. Однако не всегда люди способны встроиться в рынок и найти то, что подходит именно им – по характеру, квалификации, условиям труда и множеству других параметров.

Сергей Собянин отмечает: «Особенно часто с подобными проблемами сталкиваются малообеспеченные люди, так как им сложнее получать новые знания и видеть открывающиеся возможности. Поэтому мы рассматриваем помощь в трудоустройстве и как один из важнейших инструментов преодоления бедности и оказания адресной помощи нуждающимся москвичам».  

Для реализации этой задачи внедряется новая инфраструктурная модель службы занятости, состоящая из трех основных элементов: 56 территориальных служб занятости, 4 флагманских центра «Моя работа» и 1 флагманский специализированный центр «Моя карьера». На сегодня уже 80% сотрудников центров занятости переехали в 44 центра госуслуг «Мои документы». Около 450 консультантов теперь работают на площадке «Мои документы».

19 апреля 2019 года мэр столицы Сергей Собянин открыл первый флагманский центр занятости населения Москвы «Моя работа» на улице Щепкина. До конца года откроются еще три таких центра с расширенным комплексом услуг для соискателей, мотивированных к активному поиску работу, но испытывающих трудности при трудоустройстве.

Флагманские центры «Моя работа» будут предоставлять качественные и разнообразные услуги, ориентированные на решение проблем конкретного человека:

– карьерная консультация – определение карьерного сценария для соискателя с учетом его личных качеств и способностей;

– профориентация – помощь в выборе востребованной профессии и изменении карьерной траектории;

– психологическая помощь – для выхода из стрессовой ситуации, работа над повышением мотивации, веры в себя;

– тренинги по поиску работы, коммуникациям и прохождению интервью;

– определение стратегии обучения новой профессии и предоставление профессионального обучения и переквалификации.

Кроме того, флагманские центры «Моя работа» планируют внедрять новые форматы работы службы занятости, включая:

– проведение открытого массового и индивидуального отбора персонала по заказу конкретных работодателей;

– организацию стажировок и практик, в ходе которых соискатели смогут познакомиться с новой компанией, поработать с профессионалами, увидеть работу в конкретной должности изнутри.

В 2018 году в центры занятости населения обратились 122 тыс. москвичей. Статус безработных сегодня имеют 29,7 тыс. граждан. При этом московский рынок труда предлагает в разы большее количество вакансий. В базе данных центра занятости населения в настоящее время находится 105 тыс. вакансий. На федеральном сайте «Работа в России» размещено более 97 тыс. вакансий. На одном из крупнейших частных сайтов трудоустройства HeadHunter – 112 807 вакансий. Помимо HeadHunter вакансии предлагают около 10 крупных интернет-порталов и множество специализированных площадок.

До начала 2019-го территориальные службы занятости размещались в 53 помещениях, значительная их часть не отвечала элементарным требованиям комфорта.

Задачей территориальных отделов, размещенных в МФЦ, является предоставление базовых услуг службы занятости:

– составление резюме;

– подбор вакансий из базы данных;

– присвоение статуса безработного;

– назначение и выплата пособий.

Также начиная с мая в центрах госуслуг граждане получают три справки, связанные с занятостью: состоит/ не состоит на учете, о назначенных выплатах и о страховом стаже.

Заместитель мэра в столичном правительстве по вопросам социального развития Анастасия Ракова, курирующая формирование и становление нового института на рынке труда, отмечает, что «переезд в МФЦ является не просто сменой дислокации и оптимизацией использования офисных площадей. В результате переезда служба занятости присоединилась к московскому стандарту предоставления государственных услуг. Как известно, это означает обслуживание посетителей без очередей, вежливо, комфортно и максимально результативно».

Московский стандарт качества – не прихоть и не выдумка чиновников. Это реакция на московский стандарт запроса населения на качество предоставляемых государством услуг, будь то в сфере здравоохранения, образования или занятости. Новаторством является предъявление нового требования к своим службам: создание условий для комфортного предоставления услуг, профессиональный рост и развитие персонала. Именно это позволяет сегодня выделить в работе службы занятости триединую цель в отношении клиента: адресность, эффективность и удобство получения.

Никогда не удалось бы добиться заметных сдвигов в работе, если бы одновременно с переездом в новые помещения не были проведены глобальные изменения бизнес-процессов и административных процедур работы службы занятости.

Я встретился в центре занятости с заместителем главы Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы Александрой Александровой. Она в ежедневном режиме занимается конкретной деятельностью по наполнению флагманских центров «Моя работа» новой философией функционирования организации как таковой, а также разработкой новых требований к персоналу этих центров.

Александрова подробно и с энтузиазмом рассказывает, какие принципы, положенные в основу работы новых центров занятости, позволяют четко видеть разницу между ними и биржами труда прошлого века.

В основу реформы службы занятости в Москве положены семь новых подходов:

– во-первых, это лаборатория поиска эффективных решений по адаптации людей предпенсионного возраста к новым требованиям пенсионной системы;

– во-вторых, это служба поиска работы для бедных московских семей, мотивированных изменить свою ситуацию;

– в-третьих, мы хотим осуществлять валоризацию (повышение рыночной стоимости) недооцененных трудовых ресурсов;

– в-четвертых, мы предлагаем долгосрочную стратегию поиска работы; мы дарим удочку и учим ловить рыбу;

– в-пятых, мы предлагаем искренний сервис вместо «галочек» и бумажной волокиты;

– в-шестых, мы сформировали профессиональную команду специалистов;

– в-седьмых, мы предлагаем рынку труда современную инфраструктуру поиска работы, комфортные офисы.

Из разговора с Александровой я выяснил, что подразумевает каждое направление работы.

 

1. Лаборатория поиска эффективных решений по адаптации людей предпенсионного возраста к новым требованиям пенсионной системы.

Изменение пенсионной системы потребовало от городских властей разрабатывать новые механизмы поддержки людей предпенсионного возраста. Несмотря на то что ситуация в Москве с этой категорией трудовых ресурсов благоприятна и на рынке практически нет случаев дискриминации или массового увольнения работников предпенсионного возраста, психологически у многих людей от 40–45 лет существует высокий уровень тревожности потери работы и дохода. Страхи для этой возрастной категории усиливаются травматичным опытом 90-х. В рамках реформирования службы занятости мэром было принято решение о создании центра помощи в поиске работы и обучения людей предпенсионного возраста. Такой центр откроется этим летом и будет называться «Моя карьера». Фактически он является лабораторией поиска нетравматичного транзита пенсионной системы. Центр будет оказывать услуги и для других категорий людей со специальными потребностями. Это молодежь, люди с ограниченными возможностями здоровья, мамы в декрете, семьи с низким доходом.

В 2019 году правительством Москвы запущена Пилотная программа профессионального обучения и дополнительного профессионального образования граждан предпенсионного возраста. Москвичи предпенсионного возраста, которые захотят повысить квалификацию, смогут пройти обучение одной из востребованных специальностей в профильных учебных заведениях.

001.jpg


 2. Служба поиска работы для бедных московских семей.

Несмотря на самый низкий уровень безработицы в РФ, в Москве есть проблемы с существующими механизмами снижения бедности. Соцвыплаты, которые по статистике и так получает каждый третий москвич, не приводят к изменениям в уровне дохода. Центры занятости будут реализовывать индивидуальную проактивную стратегию работы с бедными московскими семьями. Понимая, какие категории москвичей являются бедными, специалисты центра «Моя карьера» будут предлагать услугу по поиску работы в сочетании с возможностью использовать социальные возможности города в приоритетном порядке для такой категории людей. Это может быть предоставление места в детском саду для детей в возрасте до двух с половиной лет при желании мамы выйти на работу или поиск подработки для папы, если его заработка не хватает в многодетной семье. Если маме или папе, чтобы найти хорошую работу, понадобится учиться, город будет готов предоставить возможность их детям посещать группы кратковременного пребывания на время учебы родителей.

002.jpg


 3. Валоризация недооцененных соискателей – клиентов флагманских офисов «Моя работа».

Учитывая особенности людей, приходящих в центры занятости, используется инновационный подход валоризации их профессиональных навыков и универсальных личностных компетенций. Зачастую люди, которые обращаются в центры занятости, проигрывают рыночным кандидатам как по профессиональной квалификации, так и по универсальным личностным компетенциям. К тому же часто эти люди находятся в трудной жизненной ситуации. Они недооценивают себя и недооценены рынком. Задача – вернуть им веру в себя и обучить, исходя из потребностей рынка.

Если профессиональным обучением центры занятости еще хоть как-то занимались, то тренировкой софт-компетенций – никогда. По мнению ученых, 80% стабильного успеха человека на работе составляют именно развитые личностные качества. Создается и реализуется новый сервис – тренинги по развитию личностных компетенций, мастерская по поиску работы. В сложной жизненной ситуации люди направляются на индивидуальные бесплатные сеансы в городскую службу психологической помощи.

4. Новый институт и новые стандарты проактивной стратегии поиска работы.

Создаются новые институт и стандарты. Для Москвы и страны это уникальный проект и новая возможность концептуального изменения института труда и занятости, который десятилетиями забюрократизовывали и делали институтом по выплате пособий. Иногда получателями пособий были люди, не мотивированные на поиск работы, но заинтересованные в получении льгот на оплату ЖКХ, следовавшие за статусом безработного. Система службы занятости в старом формате не работала на мотивированного кандидата, который не хотел получить статус безработного, а хотел, но самостоятельно не мог найти работу. Эта категория людей возвращается в службы занятости. Слабым помогают стать сильными, найти работу и повысить свою рыночную стоимость. Москва – огромный город с разными людьми, разными потребностями и возможностями. Она предлагает помощь в поиске работы, исходя из убеждения, что «подарить удочку и научить ловить рыбу» – самый эффективный способ на активном рынке труда Москвы.

 5. Мы уважаем людей и не напрягаем их бумажной волокитой.

Новые центры занятости борются с бюрократией внутри себя, имитирующей деятельность. Бюрократия заменяется индивидуальным подходом, искренним сервисом и проактивным подходом к людям. Отменено 47 подписей в 24 документах на первой встрече соискателя и кандидата. Бумажная работа занимала 50 минут и больше. Освобождается время для вдумчивого диалога по поиску работы. При формировании профайла соискателя значительная часть данных теперь подгружается автоматически: ИНН, СНИЛС, свидетельство о рождении и проверка по ЕГРИП. Документы печатаются одним нажатием кнопки.

 6. Профессиональная команда – качественный сервис.

Есть вера в профессионализм и искренний сервис, который новые центры могут предоставить людям, пришедшим за помощью в поиске работы. Пока сервис не совершенен, но имеется четкий образ будущего, технологии и политическая воля. В команду отбираются лучшие и учатся работать по новым стандартам. Для перехода на новые стандарты работы сотрудники отделов службы занятости проходят обучение навыкам клиентоориентированности, интервьюирования и диагностики проблем потенциального соискателя. Обучение строится по принципу «теория–практика». Сотрудники оттачивают навыки общения и на конкретных примерах разбирают типовые ситуации работы с гражданами.

Хотя службы занятости работают в новых офисах госуслуг «Мои документы» лишь несколько месяцев или даже несколько недель, видны позитивные результаты. Соискатели охотнее обращаются в МФЦ. Количество консультаций по вопросам трудоустройства растет в четыре–пять раз по сравнению с работой в старых офисах.

 7. Современная инфраструктура, комфортные офисы – составляющая успеха.

Необходимо, чтобы людям, которым пришли за помощью, было комфортно искать работу. Поэтому были открыты современные офисы взамен депрессивных морально устаревших отделов в полуподвальных помещениях.

Каждый человек, обратившийся во флагманский офис, сможет получить адресную помощь, направленную на решение именно его проблем. Для начала специалисты флагманских офисов проведут тесты, определяющие реальную квалификацию и личностные компетенции соискателя. На основании этой диагностики с ним будет проработан индивидуальный карьерный сценарий, который может включать профессиональное обучение и тренинги по развитию личных компетенций, в том числе навыки прохождения интервью, самопрезентации и т.д.

Вторая – не менее важная – функция флагманских центров заключается в установлении прямых контактов с работодателями и выполнение их заказов: проведение массовых и индивидуальных наборов персонала, организация профессионального обучения соискателей под заказы конкретного работодателя.

Планируется и такая форма работы, как организация стажировок и практик соискателей у потенциального работодателя, что позволит им понять, подходят ли они друг другу.

В настоящее время налажено сотрудничество с такими крупными работодателями, как Сбербанк, «МегаФон», аэропорт Домодедово, «Яндекс.Такси», Sodexo, «Детский мир», «ВкусВилл», «Ренессанс Жизнь», «Ашан», «Макдоналдс», «Мосгортранс», «Почта России» и др.

Александра Александрова с ее белозубой обезоруживающей открытой улыбкой олицетворяет энтузиазм, профессионализм и веру в нужность порученного ей дела. И, конечно же, в успех. В котором заинтересованы все мы, москвичи. Потому что гармония жизни в столице зависит от благополучия всех ее жителей, как бы пафосно это ни звучало.

Особую ценность не только для Москвы, но и для страны в целом представляет попытка создать механизм синхронного решения проблемы занятости и бедности. Ведь если удастся осуществить такую рихтовку базовых трудовых качеств человека, модернизацию навыков и умений, которые позволят найти работу с более высокой оплатой, чем раньше, то помимо просто человеческой радости от более полной реализации собственного потенциала мы получим члена общества, покинувшего среду обитания за чертой бедности. А это – бесценно.

Революционная по глубине и масштабу трансформация столичной службы занятости означает формирование современного института, притягивающего к себе молодых квалифицированных, образованных по новейшим стандартам молодых людей. Это позволит впервые в новейшей истории кадровым службам города и бизнеса разговаривать на одном языке. Однородность образования и опыта позволят создать в области трудоустройства по-настоящему эффективную модель частно-государственного партнерства. Нюансированный кадровый запрос будет адекватно услышан менеджерами и специалистами центров занятости. Равно как и нюансированное предложение кандидатур на вакансии поможет бизнесу комплектовать свою команду более продуктивно.       


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(1)


dlz 06:15 23.05.2019

Я бы добавил еще одну тенденцию последних лет: значительные колебания в силу миграционных перетоков. Например, в прошлую зиму из Москвы уехали украинцы. Это привело к очень серьезному дефициту самой неквалифицированной рабочей силы и подстегнуло рост ставок оплат среди рабочих.



Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Москва проголосовала за Путина

Москва проголосовала за Путина

Татьяна Астафьева

Выборы в столице прошли при высокой явке, без сбоев и нареканий

0
1085
Детские эндоскопические центры обеспечат москвичам доступность диагностических исследований

Детские эндоскопические центры обеспечат москвичам доступность диагностических исследований

Татьяна Астафьева

Использование высокоточного оборудования позволяет определить правильную тактику лечения юных пациентов

0
577
В Москве цифровой формат голосования оказался доминирующим

В Москве цифровой формат голосования оказался доминирующим

Елена Крапчатова

Несмотря на огромную нагрузку, электронная система все три дня выборов президента отработала без сбоев

0
1204
Москвичи на выборах президента держат высокую явку второй день подряд

Москвичи на выборах президента держат высокую явку второй день подряд

Елена Крапчатова

Наблюдатели Общественного штаба отмечают, что голосование проходит без нарушений

0
2078

Другие новости