Мост, несомненно, усилит транспортную связь Сицилии с материковой Италией, а вот НАТО он вряд ли поможет. Фото Reuters
Требование к членам НАТО повысить расходы на оборону до 5% ВВП в Италии решили выполнить в том числе посредством строительства моста, соединяющего материковую часть страны с Сицилией. Правительство Джорджи Мелони настаивает на том, что объект имеет военно-стратегическое значение: он будет важен, если потребуется перебрасывать войска в Средиземноморье. Есть подозрение, что власти хотят за счет расходов на оборону воплотить в жизнь давний проект, нужный больше экономике страны, нежели НАТО.
Работы по строительству моста через Мессинский пролив должны начаться уже в июле. Об этом неоднократно заявлял вице-премьер и министр инфраструктуры и транспорта Маттео Сальвини, главный лоббист проекта в правительстве.
Как ни парадоксально, он является противником наращивания запасов вооружений Италией и Европой, но согласен с тем, чтобы придать мосту военно-стратегический характер. По его мнению, соединение Сицилии с материковой Италией «будет представлять ось для гражданской и военной логистики в Средиземноморье». Такая позиция постоянного коллеги-соперника по правящей правоцентристской коалиции не может не нравиться Мелони.
Премьер полностью согласилась с решениями состоявшегося 24–25 июня саммита НАТО в Гааге об увеличении к 2035 году расходов на оборону как минимум до 5% ВВП. И теперь она вынуждена искать средства на реализацию программы по милитаризации страны, которую, кстати, еще в начале прошлого месяца министр обороны Италии Гвидо Крозетто признавал в нынешних условиях с финансовой точки зрения неосуществимой. Подсчитано, что только для увеличения традиционных военных расходов до 3,5% в течение 10 лет Риму потребуется потратить примерно 700 млрд евро. Откуда их взять – непонятно. Только в этом году, по прогнозам Еврокомиссии, дефицит бюджета Италии составит 4,7% ВВП – на один процент больше, чем прогнозировало Министерство финансов страны.
Однако в итоговом заявлении саммита НАТО говорится еще о 1,5% ВВП, выделяемых на обеспечение безопасности в самом широком смысле слова. Слишком широком и неопределенном, пишет интернет-газета Today Politica. Похоже, этим и решила воспользоваться глава итальянского правительства, пытаясь предложить НАТО будущий мост между Апеннинским полуостровом и островом Сицилия в качестве стратегически важного для альянса объекта. Немецкий фонд Bertelsmann Stiftung назвал такой подход «творческой бухгалтерией» и высказал опасение, что примеру Италии последуют другие страны, имеющие бюджетные проблемы.
Строительство моста в Мессинском проливе предлагалось еще в 1980-е годы. Идея не получила поддержки, причем у итальянских военных. В 1987 году в журнале Rivista Militare, издающемся Министерством обороны, появилась статья, где утверждалось, что этот мост будет очень уязвим с военной точки зрения и вообще его защита, не говоря уж о сооружении, потребует очень высоких затрат. Но похоже, что для нынешнего правительства аргументы, высказанные итальянскими военными почти 40 лет назад, не имеют особой значимости. Дело в том, что, проталкивая идею строительства моста как военного, а не как гражданского объекта, оно оправдывает 13,5 млрд евро, заложенных в реализацию проекта, рассчитывая облегчить получение необходимых инвестиций. Это не говоря уже о том, что требуется оказать давление на все более активно дающее о себе знать движение недовольных по обе стороны Мессинского пролива. Строительство моста не нравится не только экологам, беспокоящимся за сохранность флоры и фауны данной части Средиземного моря. Недовольны владельцы домов, которые окажутся в зоне строительства. Их придется выселять, а дома сносить. А речь идет о сносе примерно 450 зданий.
«Мост через пролив – это несовершенный проект со всех точек зрения: экологической, экономической и даже военной. Использование НАТО в качестве оправдания для его строительства – это еще одно навязывание строительства данного ненужного объекта», – написал в своем заявлении по этому поводу депутат итальянского парламента от группы «Союз Зеленых и Левых» Анджело Бонелли.
Как отмечают местные СМИ, в Риме уже призвали включить строительство моста через Мессинский пролив в Европейский план финансирования военной мобильности, утверждая, что данный объект обеспечивает фундаментальную инфраструктуру для переброски, при необходимости, сил НАТО. Журналисты задаются вопросом: согласится ли Брюссель и руководство альянса с использованием средств, предназначенных для военных целей, на возведение, если уж называть вещи своими имени, гражданского объекта? Не только в стране, но и за ее пределами у слишком многих создается впечатление, что, переводя Мессинский проект на военные рельсы, правительство Италии хочет сдвинуть его реализацию с мертвой точки, что до этого сделать никому не удавалось.
Тем временем правительство ведет себя так, будто никаких препятствий строительству уже нет. С проектом общественность ознакомлена. Мост будет висячим и самым длинным в мире. Его общая длина составит примерно 3660 м, а длина подвесного пролета – 3300 м. Вся структура будет поддерживаться двумя мощными опорами, расположенными на обоих берегах Мессинского пролива, проектная высота которых равна 399 м. При общей ширине моста почти в 60 м на нем должна разместиться автострада с тремя полосами движения в каждую сторону, способная пропустить до 6 тыс. автомобилей в час, а также двухколейная железная дорога, обеспечивающая прохождение до 200 поездов в день. Срок службы сооружения оценивается в 200 лет. Завершение его строительства намечено на 2032 год – то есть на три года раньше выхода Италии к уровню оборонных трат в 5% ВВП.
Милан