0
4312
Газета Интернет-версия

27.06.2017 00:01:00

Многоликая власть народа

Роберт Енгибарян

Об авторе: Роберт Вачаганович Енгибарян – заслуженный деятель науки РФ, доктор юридических наук, профессор

Тэги: тоталитаризм, государство, власть, общество


тоталитаризм, государство, власть, общество Кабинки для выборов стали прозрачными и мобильными. Фото Reuters

Рожденная европейской и подтвержденная христианской цивилизацией форма участия индивидуума в политической организации государства по ходу развития человечества видоизменялась, она теряла одни черты и приобретала новые. Невозможно утверждать, что демократия как политическая форма выявления воли большинства электората безупречна. Если прежде она реализовывалась в сравнительно небольших греческих республиках и городах во Франции XVIII века, монокультурных и мононациональных социумах, то сегодня сложилась принципиально иная реальность.

Население планеты уже штурмует 8-миллиардный рубеж. C помощью современных коммуникаций, финансово-банковской системы и международного разделения труда оно стало более компактным и взаимосвязанным. Более того, несколько могущественных держав, обладающих атомными и авиакосмическими средствами, проявили глобальные интересы, становясь, по сути, непосредственными соседями любого государства вне зависимости от его местонахождения.

Другой исключительно важный фактор: мир сегодня разделен преимущественно не по национально-расовому, а скорее по религиозно-культурному принципу, и эта тенденция развивается.

При этом отдельные социумы-государства остались в начале человеческой цивилизации, другие перешагнули в XXI век. Но для всех этих государств, кроме редких исключений, есть одна общепризнанная форма политической организации общества-власти-государства: демократия.

Поэтому абсолютное большинство – более 200 членов ООН так или иначе объявляют себя именно демократическими, и эта форма, несмотря на свои значительные недостатки, и сегодня остается безальтернативной.

Причина этой устойчивости одна – универсальность демократии и возможность под этой формой или с использованием одного-двух ее компонентов (например, выборов) объявить себя демократическим государством. Поэтому я попробую выделить хотя бы главные черты демократии из большого разнообразия форм ее проявления.

1. Демократия – предполагает участие всех достигших определенного возраста граждан (кроме круга лиц, не допускаемых законом) в организации власти – как правило, высшего должностного лица страны, условно – президента, высшей и местной власти.

2. Демократия – разветвленный механизм согласования противоречивых или несовпадающих интересов различных слоев общества, политических и общественных организаций и групп лиц.

3. Демократия – предполагает принятие решений большинством голосов избирателей с соблюдением прав меньшинства.

Привлекательность демократии прежде всего надо искать в природе вечно стремящегося к свободе человека. Он не желает, чтобы над ним была установлена личная власть другого человека. Вместе с тем, участвуя в выборах, индивидуум сознательно соглашается на определенные ограничения своих естественных прав и свобод в пользу лица или круга лиц, уполномоченных от его имени осуществлять законодательную и исполнительную (судебную, если она выборная) власть. То есть человек предпочитает подчиняться закону, общепринятым правилам, чем другой личности, так как в этих условиях непосредственная подчиненность другому лицу становится опосредованной и не ущемляет его самоощущение личной свободы.

Одновременно многие участники выборного процесса не исключают, что с тем же успехом сами могли бы быть избраны, но повезло не им, а другим, или обстоятельства сложились не в их пользу, значит, некий момент несправедливости, по мнению многих, так или иначе существует.

С учетом того что один из основополагающих моментов нашей цивилизации – соревновательность, индивидуальная конкуренция (на Западе – в большей степени), во многом именно из сугубо глубинных личностных соображений, уже не говоря о наличии объективно не совпадающих интересов, формируется будущая оппозиция. В странах западной цивилизации это непременный компонент действующей власти. В квазидемократиях или при авторитарных режимах (в том числе во всех постсоветских республиках, исключая, пожалуй, прибалтийские) это еще не состоявшийся или находящийся в процессе формирования институт.

Америка дрогнула, но устояла

Таким образом, демократия открывает огромный простор личной соревновательности и конкуренции людей, стоящих за ними политических партий и других групп интересов. Правда, этот процесс часто сопровождался насилием и борьбой, установлением диктатур и авторитарных режимов. Сегодня все больше и больше возможная реакция международного сообщества определенно удерживает недовольных результатами выборов сторон от противоправных действий. Даже в такой классической демократической стране, как США, в процессе выборов 45-го президента, общественно-политический накал страстей достиг такого напряжения, что можно было ожидать чего угодно: гражданских и межрасовых столкновений, сепаратизма отдельных штатов и т.д.

129-13-3.jpg
Единодушное голосование родилось не в
российской Госдуме. Но она эту традицию чтит.
Кадр из телесериала «Рим». 2005

США – страна жесткой демократии с четко разделенной властью и развитыми гражданскими институтами. Будучи культурно и расово расколотой, она смогла выдержать великое противостояние либерал-глобалистов, развязанное против национально ориентированных политических сил. Идеологическая борьба внутри демократии именно по линии либерал-глобализма и национал-демократии сегодня обострена во всем мире, где позиции последних, несмотря на их поражение в цивилизационной борьбе с исламистами, продолжают оставаться значительными. Видимо, десятилетия торжества лживой толерантности и пропаганда деградированных, по существу, новолиберальных ценностей не остались без следа.

В Америке глобалисты на этот раз потерпели поражение. Выдержит ли она натиск многоликого новолиберал-глобализма – это уже другой вопрос. Ведь раскол между американцами с европейскими корнями, являющимися основной движущей силой могучей страны, с одной стороны, и чернокожими, азиатами и латиноамериканцами – с другой, увеличивается. А если всеобщие выборы с дальнейшей либерализацией полностью объективно и без жесткого централизованного регулирования пройдут в странах с не вполне состоявшейся демократией, многонациональным и многоконфессиональным составом, с неразвитыми гражданскими институтами, непроведенным разделением властных ветвей (Россия, Украина, Казахстан и др.), какой итог получится? Не рухнут ли, скажем, эти страны с таким большим количеством инонациональных и иноконфессиональных меньшинств?

Представим полномасштабную демократию наравне с Великобританией или Канадой, где Шотландия и Квебек несколько раз подряд проводят референдум о выходе (по-видимому, в конце концов они добьются полной государственной самостоятельности), установленную в России, Украине, Казахстане, Китае, Индии или в мире вообще. Не произойдет ли бесконечное дробление уже установившегося мирового сообщества? Ведь игнорировать основополагающее право личности и нации на самоопределение бесперспективно, да и невозможно. Но тогда этот процесс остановить будет уже невозможно, особенно в странах высокого уровня демократии, то есть в основном в странах христианской цивилизации. Как поступить – ведь человеческое сообщество постоянно будет находиться в движении, а это движение не всегда происходит в позитивном направлении? Несравнимо сложно происходят межцивилизационные столкновения, где их глубина и масштаб совсем другие и ожесточение сторон намного больше и сильнее. Как видим по примеру Великобритании, Канады, а с недавних времен и Испании (сепаратизм Каталонии) и др., демократия в одних случаях может сама инициировать сепаратизм, возможность иммиграции чужекультурных, враждебно настроенных к своим ценностям людей, открыв этим путь к дальнейшим ожесточенным столкновениям… Да, она в действительности несовершенна, но, с другой стороны, сохраняет путь к выбору, к коллективным решениям… Этим она и безальтернативна. Безусловно одно: демократия не одинакова в странах разных цивилизаций и субкультур и таит в себе синдром самоуничтожения.

В любом случае к такой широкой, безбрежной трактовке демократии сегодняшняя Россия не готова. Бесславный пример роспуска Советского Союза, последующие гражданские войны, анархия во всех постсоветских республиках, за исключением более комплексных и развитых прибалтийских республик, обнищание огромного количества населения и криминальное образование провластных групп олигархов во всех новообразованных суверенных демократических республиках еще крепко держится в нашей памяти. Последующая массовая эмиграция населения, вывоз ценностей и капитала за рубеж нанесли (особенно России) тяжелейший и трудно восстановимый ущерб. Для нее возникла и другая опаснейшая угроза – исламизация страны. Ведь приехавшие в страну более 20 млн иммигрантов преимущественно мусульмане… Тогда как в исламских регионах страны происходят неоднозначные процессы (Татарстан, Чечня, Башкортостан и т.д.) с сепаратистскими уклонами, которых федеральная власть старается «не замечать». Демократия – опасное оружие в неумелых руках не прошедшего испытание самоуправления и обладания собственностью народа и его политической элиты, особенно супервоенной державы России. Это не призыв к автократии или тем более диктатуре. Они слишком краткосрочны и непременно рано или поздно заканчиваются крахом.

Таким образом, демократия с ее главным достижением – всеобщими, прямыми, равными выборами в огромных многонациональных странах и странах с расколотой культурой, внутренними противоречиями требует особого специфического применения. Вопрос в другом: кто, какой орган решит поступить именно так или иначе – монарх, президент, диктатор, парламент, толпа, народ – и что они решат? Проводить референдум, назначить всеобщие выборы? Получается замкнутый круг, ведь для проведения честных выборов нужно гражданское правовое общество и государство. Значит, критериям высокой «демократичной» (других слов не найти) демократии сегодня могут соответствовать считаные государства. США, Великобритания, Франция, Германия и т.д., каждое из которых, возможно, само может развалиться при следующих всеобщих выборах.

Тогда, может, этот институт не так ценен и требует переосмысления, рационального совершенствования?

Право голоса – достойным

Демократия в своем главном компоненте – всеобщих свободных, прямых выборах – требует многоаспектного, исключительно осторожного применения. Ведь, как мы уже говорили, первоначально они были рассчитаны для узких сообществ с участием ограниченного количества не только хорошо знающих друг друга, но родословную каждого человека. Сегодня выборы проводятся в огромных обществах и государствах, в условиях архисложных национальных, религиозных, финансовых, региональных проблем. При действительно свободном волеизъявлении десятков миллионов очень непохожих друг на друга, имеющих разносторонние интересы избирателей мы получим бесконечные противоречия, дробление государств и обществ с противоречивыми интересами.

Мир станет неуправляемым.

Какой вывод? Отказаться от одного из главных достижений нашей цивилизации – демократии с всеобщими выборами? Конечно нет. Но придется учитывать сегодняшние реалии, и в первую очередь – рост и разобщенность мирового населения. Ведь в современной истории впервые провозглашенные правила частично всеобщих выборов (без участия женщин) проходили фактически в мононациональной Франции, имеющей тогда не более 24 млн человек населения с 3–3,5 миллионным электоратом. Сегодня абсолютно другая картина. И, так как действительно свободные всеобщие выборы чреваты определенной разрушительной силой, не правильнее ли переходить к многоступенчатым выборам с принципом отбора делегатов для вышестоящего органа, начинать с местного, регионального и закончить в масштабах страны? Что, как известно, не ново и в разное время применялось в разных странах. Постепенно огромная масса избирателей, проходя выборные этапы, приобретет идентификацию. Коллегии выборщиков разных уровней, как в США, будут составлены узнаваемыми и имеющими позицию людьми с необходимыми знаниями и опытом, манипулировать которыми для партийных элит, профессиональных политменеджеров, средств массовой информации (они всегда будут определенно ангажированы) и других общественно-политических организаций будет очень нелегкой задачей. Этот процесс с каждым этапом будет уменьшать уровень бушующих страстей, снимет накал напряжения в обществе и вместо индифферентного приобретет идентификацию с конкретным лицом и фамилией.

Необходимо разумно сократить число избирателей, в первую очередь повысить возрастную планку, установить более высокий избирательный ценз – 21–23 года. И наконец, всех более года не работающих избирателей – разумеется, кроме пенсионеров – не допускать к выборам по принципу: кто не платит налоги – не участвует в политической жизни страны.

Недемократично? Очень даже демократично. Избирательное право еще надо завоевывать. За какие заслуги из поколения в поколение неработающие (в США их число превышает 50 млн), получающие государственную помощь и не оплачивающие налоги, совершившие криминал граждане должны иметь избирательное право? За кого и за что они будут голосовать? Или бывшие иммигранты, не работая и не платя налоги, должны незаслуженно получать право голоса наравне с законопослушными и работающим французами, голландцами и т.д.? И за кого они будут голосовать – разумеется, за популистов, обещающих всем и все… Демократия ли это, с ее хвалеными всеобщими выборами, или неуправляемый, бесконтрольный процесс для политических авантюристов, бесчестных политиканов, плачущих феминисток, защищающих всех и все непонятно от кого?

Многоступенчатая система выборов (возможно, даже открытых) приведет к минимуму манипулирования ими, снизит ангажированность профессиональных политменеджеров и политэлит, средств массовой информации, стремящихся любой ценой стать ведущей силой выборных процессов, повысит ответственность за безликого выборщика.

Еще один аспект против всеобщих выборов. В сегодняшних условиях цена голоса индивидуума фактически обесценена до нуля. За небольшую плату или за какие-то мелочные блага огромное количество людей, притом не только в бедных странах, готовы отдать свои голоса «благодетелям» – и это широко применяемая практика. Всеобщие выборы – причина массового выплескивания на политическую авансцену абсолютно неподготовленных политиков-популистов, особенно составляющих большинство избирателей и всех демократическо-гуманитарных движений женщин.

После успехов в 1970-е годы идеологии феминизма, приведенных к серьезному ослаблению традиционных основ семьи и брака, увеличению числа гражданских браков, в политику хлынуло огромное количество не нашедших себе применения в семейной жизни, в профессиональной или иной деятельности женщин. Именно преимущественно усилиями женщин правозащитная деятельность неолиберальных правительств была непомерно расширена и радикализирована, иногда до абсурда за счет общественных интересов. Особые, с тяжелейшими последствиями ошибки были допущены в области иммиграционной политики, абсолютизации защиты прав меньшинств. 

14-2.jpg



















Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
1410
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
703
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
3709
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
2884

Другие новости