По мнению профессора кафедры экономической теории ЮФУ Вячеслава Вольчика, экономика связана с риторикой гораздо сильнее, чем может показаться. Риторические приемы аргументации – грозное и почти единственное оружие ученых, выражающих отличное от мейнстрима мнение. Как заметила американский экономист Дейдра Макклоски: «Экономисты чаще апеллируют к своей аудитории, нежели к фактам или логике, хотя факты и логика, безусловно, тоже периодически присутствуют в их рассуждениях».
Затрудненная коммуникация между представителями мейнстрима и неортодоксальных течений экономической мысли заставляет прибегать к риторическим приемам, к ироничным или даже сатирическим высказываниям. При этом из слов могут вырастать новые явления. «Исследование ироничных высказываний экономистов возможно в русле новейшего научного течения – нарративной экономики. А получившие широкое распространение научные концепты могут трансформироваться в реальные институты. Одним из таких концептов стала оптимизация», – констатировал Вячеслав Вольчик.
Для оптимизации важно выделить целевую функцию и критерии. Но в случае с образованием и наукой это сделать почти невозможно, не разрушив фундаментальные ценности и институты. Принимая в данном случае критерии типа «площадь учебно-лабораторных зданий в расчете на одного студента», можно нанести больше вреда, чем повысить эффективность образовательной деятельности.
Однажды нобелевский лауреат Рональд Коуз написал: «Желание быть полезным своим ближним – мотив, конечно же, благородный, но невозможно влиять на политику, если ты не даешь ответов. Так появились государственные экономисты – люди, которые дают ответ, даже когда ответа не существует». Поэтому ученым, да и политикам, прежде чем давать ответы, полезно было бы с долей иронии посмотреть на то, во что они верят и что делают.
комментарии(0)