0
839
Газета Стиль жизни Печатная версия

19.07.2000

Музеефикация Интернета

Тэги: интернет, музей


интернет, музей Фрагмент оформления экспозиции биомедицинского раздела "Кто же я такой?"

ВОСТОРГИ от Интернета как уникального технологического и коммуникационного проекта в истории человечества постепенно утихают. Теперь на первый план выходит проблема смыслового наполнения Всемирной Паутины, или, как принято говорить среди специалистов, - проблема контента. Перенос в виртуальное пространство музейных экспозиций (точных цифровых копий знаменитых музейных коллекций) - один из самых логичных путей создания действительно качественного контента в Интернете.

КРЫЛО НАД ЛОНДОНОМ

Идея давно носилась в воздухе, мало того, уже множество самых разнообразных музейных экспозиций обзавелось своим двойником в Интернете. Однако то, что произошло в начале июля в лондонском Музее науки, можно считать самым грандиозным на сегодняшний день проектом по музеефикации Интернета. Причем термин "музеефикация" я здесь использую в двух смыслах: во-первых, перевод в виртуальное пространство одной из богатейших в мире коллекций из истории науки и, с другой стороны, использование самого Интернета в качестве музейного экспоната. (С поправкой, конечно, на то обстоятельство, что о Сети как об экспонате можно говорить лишь с большими дополнительными комментариями.)

Но сначала стоит сказать о самом Музее науки. Он отсчитывает свою историю с 1857 года. В районе Лондона Южный Кенсингтон была открыта экспозиция "Научная коллекция", включавшая модели различных машин, механизмов и производств, книги и приспособления для демонстрации естественно-научных эффектов. В 1975 году от Музея науки отпочковался Национальный железнодорожный музей, а в 1983 году - Национальный музей фотографии кино и телевидения. Все вместе эти три музея составляют некий пул, который получил название Национальный музей науки и индустрии. На сегодняшний день в Музее науки собрано более 200 тыс. уникальных экспонатов.

Десять лет назад был задуман грандиозный проект по реконструкции музея. Вернее, по достройке его так называемого Парадного крыла. Достаточно сказать, что создание Wellcome Wing стоило 50 млн. фунтов стерлингов. И вот, несколько дней назад состоялось торжественное открытие здания Парадного крыла. Торжественное по высшему разряду. специально ради того, чтобы осмотреть новую экспозицию, музей почтила своим вниманием Ее Величество Королева Англии Елизавета II.

Парадное крыло (Wellcome Wing) лондонского Музея науки стало крупнейшим в мире смотром современных научных достижений. Как заявил на открытии директор Музея науки Нейл Коссонс, "проект Wellcome Wing закладывает принципиально новую основу общения музеев со своими посетителями. Впервые в истории музейного дела экспозиция раздела "Антенна", посвященная новейшим научным разработкам, будет обновляться не просто ежемесячно или даже ежедневно, но, без преувеличения, мгновенно, предоставляя посетителям возможность ознакомиться с новейшими достижениями науки практически одновременно с их появлением на свет".

Реализация проекта "Парадное крыло" стала возможной благодаря двум крупным благотворительным акциям. Во-первых, лотерейный фонд "Наследие" (Heritage Lottery Fund), специализирующийся на проведении лотерей в пользу науки, внес едва ли не крупнейший в истории Великобритании вклад в развитие музейного дела - 23 млн. фунтов стерлингов. Во-вторых, крупнейший в мире благотворительный фонд содействия исследованиям в области медицины - Wellcome Trust пожертвовал 17,75 млн. фунтов стерлингов. Кроме того, существенной была поддержка со стороны генерального спонсора проекта - корпорации Intel, его основных спонсоров - компании Agfa UK, Совета по развитию технических и естественнонаучных исследований, компаний Glaxo Wellcome, Pfizer и Toshiba, а также ассоциированных спонсоров - компаний Mobil и Nature. Дополнительную помощь предоставил Фонд Гарфилда Уэстона (Garfield Weston Foundation).

А теперь - в Сети

Великолепная дизайнерская работа создает полное впечатление, что Парадное крыло изнутри едва ли не больше, чем снаружи. Основную экспозицию Wellcome Wing предваряет грандиозная галерея под названием "Строительство нового мира", посвященная истории технического прогресса с 1750 года до наших дней: от первого паровоза Стефенсона "Ракета" до рассказа о проекте клонирования овцы Долли.

Всего в экспозиции Wellcome Wing и галерее "Строительство нового мира" размещено 2700 экспонатов на площади, превышающей два футбольных поля. В здании Парадного крыла разместились 6 новых галерей, ресторан и кинотеатр объемного изображения IMAX на 450 мест. И все это научно-техническое великолепие сегодня можно в интерактивном режиме наблюдать в Интернете. Посетители нового Web-сайта (www.sciencemuseum.org.uk/wellcome-wing) имеют уникальную возможность составить представление как об экспонатах, находящихся в хранилищах музея, так и о завораживающем интерьере его Парадного крыла.

Проект создания сайта при содействии Intel появился еще в 1998 г.; тогда же корпорация выделила 1,5 миллиона фунтов стерлингов на разработку интерактивной экспозиции достижений электронной революции, названной "цифровым городом", - Digitopolis. Средства, ассигнованные Intel, стали крупнейшим в истории музея пожертвованием частной корпорации на разработку одного из его разделов. Посетителям Digitopolis предоставляется возможность ознакомиться с основными вехами эволюции цифровых технологий - от изобретения микропроцессора до перспектив массового освоения Интернета, от достижений индустрии развлечений до развития робототехники. В целом экспозиция иллюстрирует трансформацию всех сторон жизни человека под воздействием цифровых технологий.

А посетители Web-сайта могут "пробежаться" по всем четырем этажам Парадного крыла, где размещены экспозиции, посвященные цифровым технологиям (Digitopolis), биомедицине (этот раздел называется "Кто же я такой?"), науке будущего ("Вперед, в будущее"), а также ее современному периоду развития ("Антенна"). Сайт дает максимально приближенное к действительности представление об удивительной архитектуре здания Парадного крыла. Так, например, разработчики постарались передать то потрясающее ощущение, которое создает световая гамма помещений Парадного крыла, буквально залитых искрящимся голубым светом. При этом своеобразное световое решение каждой галереи придает ей индивидуальность в рамках единой концепции экспозиции.

Щелчком мыши по "горячей точке" можно вызвать изображение того или иного экспоната крупным планом. Возможности детального ознакомления с экспонатами будут постепенно расширяться по мере их размещения в реальной экспозиции музея.

Перевод музейной экспозиции в виртуальное пространство осуществлялся разработчиками под руководством представителей Музея науки. При этом творческая сторона процесса разработки сводилась к тому, чтобы будущий Web-сайт стал притягательным, захватывающим, способным заинтересовать любого посетителя. Не последнюю роль играла и задача наглядным образом продемонстрировать возможности и мощь интеловского процессора Pentium III. Сотрудники музея и Intel исходили из того, что, будучи ориентированным прежде всего на молодые семьи, сайт должен привлекать внимание самого широкого круга пользователей Интернета, а значит, сочетать в себе как просветительскую, так и развлекательную направленность.

Цифры вместо кирпиЧей

"Цифровой город" состоит из четырех основных экспозиций: в разделе "Что означает "цифровой"?" представлено все то, что стоит за цифровыми технологиями; раздел "Цифровое видение мира" демонстрирует, как средства цифровой визуализации меняют наш взгляд на окружающий нас мир; экспозиция раздела "Цифровой звук" поможет посетителям составить представление о возможностях цифровой обработки звука и научит их создавать собственные цифровые аудиокомпозиции; наконец, раздел "Люди и сети" разъясняет природу цифровых коммуникаций.

Для моделирования всей этой экспозиции в виртуальном пространстве сотрудники Intel использовали специально ориентированный для решения таких задач язык программирования - VRML (Virtual Reality Modelling Language) - язык моделирования виртуальной реальности. Он используется в сети World Wide Web для размещения и обработки трехмерных объектов. После загрузки Web-страницы, исполненной на языке VRML, ее содержание становится доступным к просмотру под различными углами и другим манипуляциям, при помощи которых пользователь может "войти" в смоделированное помещение, "пройтись" по открытому пространству и т.п.

Как уверяют создатели, гибкая структура сайта дает возможность создавать в нем новые разделы и непрерывно расширять его возможности по мере обновления реальной экспозиции музея, оперативно обеспечивая соответствие виртуальной экспозиции ее физическому аналогу. По замыслу, это должно способствовать росту числа посетителей как Web-узла, так и самого музея.

В этой связи я поинтересовался у Дэнниса Картера, вице-президента Intel, не опасается ли он, что виртуальная экспозиции "убьет" охоту и необходимость посещать реальный музей? "Нет, я так не думаю, - последовал ответ. - Наоборот, виртуальная экспозиция может оказать неоценимую услугу, например, школьным учителям. Фактически Web-сайт выполняет роль неисчерпаемого источника информации, уникального и по объемам, и по наполнению учебного пособия, которое всегда находится под рукой".

А вот как комментирует достоинства Web-сайта директор Музея науки сэр Нейл Коссонс: "Надеюсь, что посетители сайта любого возраста, придя в восторг от первого знакомства с экспонатами нашего музея, и в особенности его нового Парадного крыла, загорятся желанием приобщиться к достижениям современной науки и техники в этой новейшей, передовой области. Что же касается нашего сотрудничества с Intel, то я бы назвал корпорацию идеальным партнером: ее выдающийся вклад в разработку интернет-технологий, ее знания и опыт в этой области позволили нам создать поистине вдохновляющий Web-сайт, который, как я полагаю, определит дальнейшие пути развития нашего музея".

Как указывает Роланд Джексон, ответственный за сотрудничество музея с учебными заведениями, "мы считаем, что именно такая виртуальная экспозиция станет особенно привлекательной для молодых людей, побуждая их внимательнее ознакомиться как со всеми разделами Web-сайта, так и с самим музеем".

Остается добавить, что в течение ближайшего года намечено размещение на сайте большого количества материалов просветительской направленности в соответствии с образовательной программой самого музея. Кстати, лондонский Музей науки реально посещают ежегодно более 100 тыс. человек.

Лондон-Москва


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


В Москве планируют открыть Музей искусства Африки

В Москве планируют открыть Музей искусства Африки

Дарья Курдюкова

На выставке "Пленники Сириуса. Путешествие в страну догонов" уже показывают произведения, созданные на континенте и в X–XVI столетиях, и в 2019 году

0
234
Слова – пришельцы  из будущего

Слова – пришельцы из будущего

Марианна Власова

Татьяна Данильянц о Геннадии Айги, Татьяне Бек и «Светлейшей Венеции», где мысли идут по-другому

0
1492
Второе начало наукодинамики

Второе начало наукодинамики

Юрий Магаршак

Почему плагиат – тягчайшее преступление для ученого

0
1096
Президент поручил ОНФ взяться  за нацпроекты, КПРФ подала в суд  на интернет-выборы

Президент поручил ОНФ взяться за нацпроекты, КПРФ подала в суд на интернет-выборы

Иван Родин

0
941

Другие новости

Загрузка...
24smi.org