0
6073
Газета Стиль жизни Интернет-версия

01.02.2002 00:00:00

Похищение генерала Кутепова

Тэги: кутепов


Как-то в августе 1941 года Сталин спросил у наркома внутренних дел Берии: "Помнишь, Лаврентий, того эсера, который возился с бандой Кутепова в Париже, где он сейчас?"

Берия сразу понял, кого имеет в виду хозяин, в СССР подавляющее большинство социалистов-революционеров, и правых и левых, доживших до конца 30-х годов, томились по лагерям и ссылкам, но "местожительство" этого, хорошо известного не только Берии, но и Сталину, было еще более ужасным - камера смертников, где он уже почти месяц ожидал приведения в исполнение расстрельного приговора, и Сталин не мог не знать об этом. Пора наконец назвать имя узника - это Яков Исаакович Серебрянский, в прошлом активный правый эсер, затем видный чекист и один из самых выдающихся разведчиков-нелегалов XX века....

В январе 1930 года вся русская эмиграция во Франции была потрясена исчезновением в Париже главы белогвардейского Русского общевоинского союза (РОВС) генерала Александра Павловича Кутепова. 26 января Кутепов вышел из дома и отправился в церковь галлиполийцев, где должна была состояться панихида по случаю годовщины смерти генерала барона Каульбарса. Однако до церкви он так и не дошел. Полиции удалось установить, что около 11 часов дня Кутепова видел один белый офицер на углу улицы Севр и бульвара Инвалидов, но дальше следы генерала терялись. Наконец спустя несколько дней обнаружился свидетель его исчезновения. Уборщик клиники, расположенной на улице Удино, Огюст Стеймец показал, что утром 26 января около 11 часов он увидел в окно, выходящее на улицу Русселе, большой серо-зеленый автомобиль, повернутый в сторону Удино, возле которого стояли двое рослых мужчин в желтых пальто, а неподалеку - красное такси. Тут же на углу стоял полицейский постовой. В это время со стороны бульвара Инвалидов по улице Удино шел мужчина среднего роста с черной бородой, одетый в черное пальто; эти приметы в точности совпадали с приметами Кутепова. Когда он, свернув с Удино на Русселе, поравнялся с серо-зеленым автомобилем, люди в желтых пальто, стоявшие рядом, схватили его и втолкнули в автомобиль. Полицейский, спокойно наблюдавший за происходящим, сел в этот же автомобиль, и машина, выехав на Удино, помчалась в сторону бульвара Инвалидов, а вслед за ней туда же отправилось и красное такси. Заметим, что в действительности никакого полицейского поста на углу улиц Русселе и Удино никогда не было.

Полиции так и не удалось выйти на след похитителей генерала, которыми были сотрудники и агенты специальной группы Якова Серебрянского. Еще летом 1929 года советское руководство санкционировало операцию по "секретному изъятию" генерала Кутепова. 1 января 1930 года Серебрянский вместе с членами своей группы Турыжниковым и Эсме-Рачковским выехали в Париж. Заталкивающие под видом полицейской акции Кутепова в машину люди в желтых пальто были французскими коммунистами - тайными агентами группы Серебрянского. Роль постового сыграл настоящий офицер парижской полиции, близкий коммунистам, тоже агент ОГПУ. В красном же такси сидели непосредственные руководители операции на месте Турыжников и Эсме-Рачковский. Сразу в машине Кутепову была сделана инъекция морфия. Пленника вывезли из Парижа, но доставить в СССР его не удалось. Вечером того же дня Кутепов скончался от сердечного приступа и был похоронен в предместье французской столицы в саду дома, владельцем которого был вышеуказанный полицейский офицер.

По завершении операции с Кутеповым Яков Серебрянский приступил к созданию автономной агентурной сети в различных странах для организации диверсий на случай войны. 20 июля 1930 года он был зачислен на особый учет ГПУ в связи с выездом за рубеж. Работая за границей, Серебрянский лично завербовал около 200 человек. Румыния, США, Франция, Китай, Япония - вот география его нелегальных спецкомандировок. Созданная "Группой Яши" сеть действовала в Германии, Франции, Палестине, США, Скандинавии, на Балканах и состояла не только из секретных агентов ОГПУ и Коминтерна, но и из просоветски настроенных русских эмигрантов. Состав сотрудников группы был довольно разнородным. Здесь служили сын кулака, бывший белоэмигрант Андрей Николаевич Турыжников и сын раввина, в 20-е годы член германской Компартии Самуил Маркович Перевозников. Помощником, а затем заместителем Серебрянского был Альберт Иоахимович Сыркин-Бернарди, личность с крайне интересной биографией - сын владельца крупного книгоиздательства в Петрограде, а по материнской линии двоюродный брат писателя Юрия Тынянова.

В годы гражданской войны в Испании Серебрянский, которому 29 ноября 1935 года присвоили звание старший майор госбезопасности (аналог армейского генерал-майора) со своей группой участвовал в нелегальных поставках оружия республиканскому правительству. Так, в сентябре 1936 года сотрудникам "Группы Яши" при помощи агента по кличке Бернадет удалось закупить у французской фирмы "Девуатин" 12 новых военных самолетов якобы для некоей нейтральной страны. Самолеты доставили на приграничный с Испанией аэродром, откуда их под предлогом летных испытаний благополучно перегнали в Барселону. За эту операцию 31 декабря 1936 года Яков Серебрянский был награжден орденом Ленина.

Конечно, в условиях сложившегося в СССР в 1930-е годы политического режима спецгруппа вынуждена была заниматься не только разведкой и подготовкой к войне, но и принимать участие в борьбе Сталина с Троцким и его единомышленниками за рубежом. Так, одним из объектов разработки стал живущий в Париже сын Троцкого Лев Седов. В 1937 году по указанию отца он приступил к работе по организации 1-го съезда IV Интернационала, который должен был открыться летом 1938 года в Париже. В связи с этим руководство НКВД приняло решение о похищении Седова. Проведение операции, получившей кодовое название "Сынок", было поручено Серебрянскому. В ее подготовке принимали участие 7 членов группы. Однако похитить "Сынка" не удалось по причине того, что в феврале 1938 года он скоропостижно скончался от приступа острого аппендицита. Существует мнение, что его ликвидировали спецслужбы, однако документов, подтверждающих это, не обнаружено.

В 1941 году Серебрянский сидел в камере смертников по обвинению в шпионской деятельности (органы НКВД арестовали его в 1938-м, а до этого он дважды уже арестовывался ОГПУ). В августе 1941 года Серебрянский был освобожден и успешно продолжил свою деятельность. В 1946 году министром госбезопасности стал Виктор Абакумов, и Серебрянскому стало сложно работать на ответственной должности, так как именно Абакумов в свое время вел его дело и, применяя "физические меры воздействия", выбил ложные показания. 29 мая 1946 года полковник Яков Исаакович Серебрянский, награжденный к тому времени двумя орденами Ленина, двумя - Красного Знамени и двумя значками Почетного чекиста, вышел на пенсию с формулировкой "по состоянию здоровья".

В мае 1953 года по инициативе известного Судоплатова Серебрянский вернулся на службу в объединенное Берией Министерство внутренних дел. Но, увы, его четвертое пришествие в органы госбезопасности продлилось недолго и закончилось трагически. 21 августа 1953 года по лживому обвинению в участии в "бериевском заговоре" были арестованы Судоплатов и Эйтингон, а 8 октября пришли и за Серебрянским.

В процессе дознания связать с Берией Серебрянского не удалось, да и каким же он мог быть сообщником Берии, когда именно с приходом последнего к руководству Наркоматом внутренних дел Серебрянского арестовали и приговаривали к расстрелу. Но и выпускать его как "слишком много знающего" тоже не собирались. И тогда сделан был еще более подлый шаг: реанимировали дело 1938 года. 27 декабря 1954 года было отменено решение об амнистии от 9 августа 1941 года. Всего этого сердце даже видавшего виды разведчика не выдержало. 30 марта 1956 года на допросе у следователя Военной прокуратуры Цареградского от сердечного приступа Серебрянский скончался.

13 мая 1971 года решением Военной коллегии Верховного суда приговор в отношении Серебрянского Я.И. от 7.07.41 был отменен и дело прекращено по вновь открывшимся обстоятельствам. Спустя неделю он был реабилитирован и по делу 1953 года "за недоказанностью обвинения". Но только четверть века спустя, 22 апреля 1996 года, Серебрянский был посмертно восстановлен в правах на изъятые при аресте награды. Награды были возвращены сыну.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Правительство донастраивает налоговую систему перед реформой

Правительство донастраивает налоговую систему перед реформой

Ольга Соловьева

Бюджет оплатит закупку лекарств от разных форм гепатита

0
994
Путин собрал голоса 76 миллионов избирателей из 112 миллионов

Путин собрал голоса 76 миллионов избирателей из 112 миллионов

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Партийные кандидаты показали патриотические чувства и локальные успехи

0
990
Россияне подолгу хранят верность своим старым машинам

Россияне подолгу хранят верность своим старым машинам

Анастасия Башкатова

Автовладельцы ищут способы сэкономить на запчастях и ремонте

0
959
Гастарбайтеров можно и штрафовать, и выдворять

Гастарбайтеров можно и штрафовать, и выдворять

Екатерина Трифонова

Нелегальный мигрант попытался найти защиту у Конституционного суда РФ

0
895

Другие новости