0
827
Газета Стиль жизни Интернет-версия

17.08.2004 00:00:00

Вудсток по-русски

Тэги: рокнролл, ссср, фестивали, история


рок-н-ролл, ссср, фестивали, история Мы – нормальные ребята!
Фото Артема Чернова (НГ-фото)

Мероприятия эти не транслировало телевидение и не освещала пресса, но они – были. Существовал феномен «советского рок-н-ролла», а вовсе не только один-единственный комсомольский рок-мюзикл «Орфей и Эвридика» и ансамбль «Дружба» с Эдитой Пьехой... Существовало целое подпольное рок-движение. Проводились по клубам полулегальные так называемые рок-сейшны, и там были свои звезды, свои фаны и свои кумиры.

Рок-н-ролл тогда был жив и потреблялся в нашей стране преимущественно золотой молодежью, по-нынешнему vip-детками. Когда заиграли первые пластинки «Битлз», в СССР никому не могло прийти в голову, что ритм энд блюз – музыка сугубо демократическая, если не сказать – музыка низов. Поскольку у нас в стране в отличие от монархической Англии государством правили кухарки, то кухаркины дети, не зная, конечно, как переводится these were the hardest nights, не понимали, что речь идет о простых рабочих парнях. В конечном итоге англоязычная и зачастую революционная музыка плебса здесь становилась «музыкой богатых». Кроме того, советские яппи одевались как английские шахтеры, искренне полагая свой прикид высшим шиком. Впрочем, ровно то же самое происходило и в США, но на более осознанном уровне: в США культивировались демократические ценности, у нас – негласно – «аристократические», что неминуемо приводило к карикатуре и фарсу. Одними из первых московских рокеров стали: внук знаменитого, сталинского еще, министра сосисок и, чуть позже, сын московского архитектора проспекта имени того же дедушки Калинина. То есть представители золотой, а не угледобывающей молодежи. Но именно они впервые запели собственный рок на собственном языке, стали основоположниками.

Эта странная травестия – узурпация зарубежной плебейской музыки здешним хай-классом – должна была рано или поздно выявиться и раствориться в новых тенденциях. Что и произошло в эпоху предыдущего президента. VIP-дети стали слушать более рафинированные звуки; на долю большинства остался коктейль из попсы и блата: кто сказал, что мы дегенераты, мы не виноваты, мы нормальные ребята. Именно это и продемонстрировала шестидесятитысячная полуголая толпа, собравшаяся жаркими августовскими денечками на берегу Волги-матушки попить пивка. И стало ясно, что все окончательно встало на свои места. Эта сугубо эгалитарная и провинциальная тусовка отлично проиллюстрировала, что такое нынешний русский рок. Все вернулось на круги своя: в то время когда «продвинутая» молодежь слушает на Канарах в клубах отменный джаз, живя в приличных отелях, другая молодежь спит вповалку в палатках и слушает про то, что они не дегенераты.

Мероприятие почти государственное, освященное. Потому что изначально рок-н-ролл, пусть потом и перекупленный, нес все-таки пафос революционный. Это были «песни протестов», это была музыка нонконформизма. Именно полнейшая конформность этого самого «Нашествия» и делает это действо до невозможности пресным. Как, впрочем, и лужниковские «Крылья». И никакие потуги скандального «Ленинграда» погоды не делают: энергия ленивого хулиганства – лишь вялый эрзац пафоса настоящего протеста.

Вернемся-ка лучше в молодость, где всегда уютнее неюному человеку. Тогда о рок-сейшнах говорили на ухо, передавая сведения о времени и месте от одного к другому. Так некогда большевики собирались на маевки. Поначалу эти несанкционированные концерты были бесплатными – с рук на руки передавали некие обрывки бумаги, служившие контрамарками. И участники, и слушатели всегда были готовы к тому, что милиция накроет мероприятие и устроит облаву. Это случалось. Но никто не боялся, неся в себе мужество бунтарей. Последнюю фразу я произнес не с иронией, но с ностальгией.

Движение стало стремительно гибнуть, когда нашлись ловкие ребята, которые стали им торговать. Ловкачей посадили, им сочувствовали, как мученикам идеи, а я и поныне считаю, что все было вполне справедливо: пусть им по приговору вменили статью «за спекуляцию», но по высшей сути они понесли кару за профанацию и продажу неподцензурности и свободы.

Мне скажут, что нынче не времена для протеста, ведь все и так очень хорошо: от реформы ЖКХ до отмены начальника Генштаба. А я скажу, что дело не в историческом времени и не в прекрасности жизни при том или ином режиме, а – в вашей юности и чести. И если в двадцать лет вы не бунтуете – вас мало. Не вас во множественном числе, но именно – вас. Самый яркий и близкий пример: культ Виктора Цоя, который пел как раз во времена всяческих надежд, реформ и просветов. Голос его был, может, и негромок, но он был – бунтарь. Нынче в село Эммаус он, думаю, не поехал бы.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
1874
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
898
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
4491
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
3487

Другие новости