0
2224
Газета Стиль жизни Интернет-версия

19.11.2008 00:00:00

Лики сирийской Ривьеры

Тэги: сирия, традиция, выбор


сирия, традиция, выбор Как бы ни были строги религиозные предписания, человеческие эмоции находят свой выход.
Фото Ники Аршакуни

Узнав о вертолетной атаке американцев на сирийскую деревню, сразу подумал, что, случись это происшествие несколькими днями ранее, и я мог бы стать его свидетелем. Мы тогда мчались по пустыне на восток. Мелькали указатели «Ирак», «Багдад» и другие неизвестные названия арабских населенных пунктов. По сторонам неосвещенного шоссе ни зги не видно. И мы пропустили поворот на дорогу, которая вела во вполне мирный сирийский город. Когда расстояние до иракской границы, судя по указателям, сократилось до критической величины, забеспокоился даже наш шофер.

Вот и сейчас какой-то холодок пробегает по спине, когда представляю себе, как мы могли под покровом ночи проскочить границу и оказаться в руках террористов, американских десантников или могли быть похищенными людьми «Аль-Каиды». Сирийско-иракская граница не просто разделяет два государства, а две Вселенные – хаоса и порядка. Сирия уже испытала нашествие беженцев из соседнего государства, объятого войной. Иракцев можно увидеть повсюду в сирийских городах: на улицах, базарах, в банках. Они выделяются своей нервозностью.

Сирийцы же сдержанны. Вдоль шоссейных дорог возвышаются монументы и растяжки, напоминающие, что страна находится под неусыпным контролем партии БААС и президентской династии. Этот контроль железным обручем держит общество, очень разноликое и разнородное по своей структуре. В Сирии не счесть религиозных и национальных общин. Здесь живут христиане и мусульмане, шииты и сунниты, арабы и курды. Каждая из общин, в свою очередь, состоит из представителей различных Церквей, учений, религиозных течений. Встречаются и совсем экзотические. Например, алавиты, почти обожествляющие праведного халифа Али, хотя мусульмане отрицательно относятся к малейшим проявлениям многобожества. Все общины имеют возможность демонстрировать свою идентичность. Иначе и быть не может в наше время, когда в мире отмечается всплеск религиозности, особенно на Востоке.

Проявление этой тенденции в Сирии очень заметно. Наиболее зримое воплощение ее – женщины в традиционной мусульманской одежде. Здесь можно обнаружить все степени ортодоксальности мусульманок, от закрытых веселенькими головными платками до закутанных в глухие черные одежды. Как мне сообщили, тот или иной выбор одежды мусульманка делает исходя из собственных убеждений, а не требований религиозной группы, к которой она принадлежит. Часто можно увидеть вместе подруг или родственниц, одна из которых щеголяет в парандже, а другая – простоволоса.

Во время поездки мне не раз выпадала возможность наблюдать за повседневной жизнью этих загадочных дочерей Востока. Ужинаю в одном из придорожных кафе. Вдруг кусок застревает в горле. Почти физически ощущаю тоскливый взгляд женщины за соседним столиком. Нижняя часть ее лица закрыта плотной тканью. Такой способ закрываться от посторонних взглядов в мусульманском мире называют «никаб». Только печально блестят черные глаза из-за узкой щелочки головного убора. Напротив сидит муж, деловито уплетая кебаб. Бедной жене, видимо, еще долго терпеть до дома, где можно будет открыть лицо и спокойно поесть.

Но есть и более радикальные приверженки женского целомудрия. По улицам ходят закутанные, словно в траурные одеяния, матроны, чье лицо полностью занавешено тканью. Частенько грешным делом кажется, что они идут задом наперед, настолько непонятно, где лицо, а где затылок. Хотя «вуаль» при ближайшем рассмотрении оказывается полупрозрачной, но сквозь ее флер мусульманки и днем и ночью видят мир, как в сумерках.

Одну такую женщину я наблюдал довольно долго. В жаркий полдень на ее руках были черные перчатки. Она берет ребенка на руки – а рук не видно, как будто пустые рукава. Садится в «позу мыслителя»: невидимый кулак подпирает невидимый подбородок. Рядом копошатся многочисленные ребятишки, вокруг ходят и стоят другие фигуры без лиц в черных глухих балахонах, и удивительно, каким образом детям удается безошибочно узнавать своих обезличенных матерей.

Однако чем дальше мы удаляемся от центральных и восточных районов страны, тем более заметно влияние вольного левантийства. Приморская Латакия – возможно, самый европейский город в Сирии. По улицам и бульварам здесь ходят девушки в облегающих джинсах и футболках. Видимо, именно поэтому среди сирийских мужчин считается, что в Латакии живут наиболее красивые сирийки.

Самая вестернизированная улица в городе носит название «Аль-Американа». Курьезно, если учесть традиционный и вполне искренний антиамериканизм сирийского общества. В городе, населенном преимущественно мусульманами-шиитами, Аль-Американа – средоточие христиан. Здесь расположено греко-католическое архиепископство. Мимо массивных ворот с крестами прогуливаются по узким тротуарам семьи в европейской одежде. Вместо традиционных арабских закусочных, коих неисчислимое количество на мусульманских улицах сирийских городов, здесь яркие неоновые вывески приглашают отведать пиццу и гамбургеры. Можно в христианском квартале найти магазин или кафе, где продают алкоголь. Но значительно реже, чем в соседнем Ливане.

Причудливый сплав светского и религиозного в разноликой Латакии иногда рождает курьезные явления. В одном из магазинов модной западной одежды увидел необычно одетую девушку-продавщицу. Голова ее была туго затянута в хиджаб, а ниже подбородка – совершенно немусульманский вид. Шея плотно укутана, а плечи и глубокое декольте доступны для нескромных взглядов. Судя по всему, для этой молодой сирийки важны не столько религиозные предписания, сколько демонстрация своей принадлежности к определенной общине. Что-то вроде крестика на шее у христиан. К слову сказать, и нательные кресты местные христиане предпочитают заметные, на массивных золотых цепях.

На пляже в Латакии мне представился случай наблюдать, как мусульмане с их запретами на обнажение тела решают деликатный вопрос морских купаний. Может быть, уже сезон закончился или сирийская Ривьера все еще terra inсognita для европейцев, не говоря уже о россиянах (несмотря на изумительные природные условия), но отель, в котором я остановился, был заполнен почти исключительно местными отдыхающими. На пляже расположилась многодетная арабская семья. Мать, гордо отвернувшись от моря, сидит на скамеечке и покуривает кальян. Отец в это время купается с детьми. Среди детей дочь-подросток. Она в хиджабе и глухом спортивном костюме. На мокрую ткань налип песок, девочка ежится от свежего октябрьского ветерка, однако весело носится с братьями. Видно, что привыкла. Вот группа женщин вышла из отеля, направляется к воде. Те, что помоложе, – в облегающих спортивных костюмах, но их матери так в своих балахонах и заходят в море. Тем не менее ортодоксальные мусульманки спокойно располагаются на пляже по соседству с соотечественницами в купальниках.

Так в Сирии встречаются традиция и современность, религиозное и светское начала, Восток и Запад. Людское море волнуется, но не выходит из берегов. Все это многообразие сливается в пестрый ковер левантийской жизни под покровом трехцветного флага Сирийской Арабской Республики. В Дамаске все спокойно, над Сирией безоблачное небо!


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
1497
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
742
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
3871
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
2999

Другие новости