0
9079
Газета Стиль жизни Интернет-версия

25.02.2010 00:00:00

Ай-нанэ-нанэ!

Дмитрий Фалеев

Об авторе: Дмитрий Михайлович Фалеев - писатель, лауреат премии "Дебют-2005".

Тэги: цыгане, обычаи, традиции


цыгане, обычаи, традиции Песни да вольность, и никаких уроков...
Фото ИТАР-ТАСС

Таборная жизнь – сплошной театр, и каждый цыган в душе немножечко актер, хотя сам он вам скажет: «Я бизнесмен». А какой он бизнесмен? У него на столе – шаром покати, дома – крыша течет, дети ходят в обносках, жена гадает около вокзала, драгоценности в ломбарде, зато он купил себе новый «мэрсэдэс» и ездит на нем гордый, как король. Последнее спустит – лишь бы пыль в глаза пустить! Натурально артист!

Сколько ни смотришь «Черную кошку, белого кота», всегда узнаешь в его героях знакомые характеры: этот – вылитый Женико, а тот – Червонец, эта – Береза. Имена – странноватые для русского слуха, но цыганам нравится. Я знаю Помидору, Капусту, Киви. Не табор, а плодово-овощная база! Есть еще Конфета, Чемпион, Ветка, Груша, Борщ.

Прошлой зимою родился мальчик – назвали Обама, в честь президента Соединенных Штатов. Священники в приходе очень удивлялись, когда мы Обаму привезли крестить. Ох, он и вопил, этот самый Обама, когда его в купель окунали! Помню еще, как собрался Червонец сына крестить – позвал крестного, крестных; приехали в церковь на нескольких машинах – а сына забыли! Ну не анекдот ли?!

Я когда первый раз оказался в таборе, зашел в один дом, там – обои драные. Думаю, кто же их так ободрал? Кошек цыгане в домах не держат, а потом смотрю: молодая хозяйка отрывает прямо со стенки длинную полоску обоев, поджигает ее от огня из печки и дает свекрухе своей прикурить от этой полоски! Чем не кино? Готовая мизансцена. Даже выдумывать ничего не надо.

А цыганский праздник – это что-то! Кто был, тот знает. Гуляют, пляшут. Танцевать – любят. И умеют. «Я раньше танцевала на все четыре стороны, – говорит Лиза, – и на свадьбах, и везде, везде, везде, а сейчас не могу, 75 лет, старуха уже... Все равно танцую!» И правда, танцует – я сам видел.

У этой Лизы – 11 детей, 50 внуков! Она всех и не помнит. «Дети – это наше богатство, – говорят цыгане. – Без детей что за радость?!»

В школы цыганята где ходят, где не ходят – зависит от табора, а если ходят, то не очень любят. «У меня сестра ногу сломала, чтобы в школу не ходить!» – говорит мне Пико.

А бывает по-другому – росла у цыгана девочка, очень одаренная, она ходила в школу, освоила компьютер, овладела двумя иностранными языками, через Интернет завела переписку с ровесниками из Англии, но в седьмом классе пришел срок эту девочку женить, потому что у цыган женят родители, и очень рано – лет в 13–15! А девочка не хочет жениться, хочет учиться! Отец не понимает. Дома скандалы. «Бросай школу!»– твердит отец, а она ни в какую, и вот однажды проснулась она, а учебников нету! Стала искать, а у них рядом с домом лежали шпалы. Смотрит та девочка – учебники ее прибиты к шпалам!

«Нам умных не надо, – слышал я мнение. – Лучше всего серединками быть. Умный он 30 лет живет, 40 лет живет, а потом его в сумасшедший дом отправляют!»

А вот история про роковые страсти и несчастную любовь. Жил в Люберцах один цыган, допустим, Янош. Все говорили, что он больной. По крайней мере этот Янош дважды играл свадьбу и обеих своих жен избивал самым варварским способом. Причем – трезвый. Резал на них одежду, поджигал волосы. Как-то раз он отправился в Крым и страстно полюбил замужнюю цыганку из другого рода. Та ответила ему взаимностью, и ночью они бежали. Погоня настигла их в окрестностях Севастополя.

Завидев беглецов, оскорбленный муж с удалым гиканьем поднял лошадь и достал на расправу свистящий цыганский кнут. Всадники приближались. Янош понял, что им не уйти и его сейчас запорют до полусмерти. Однако в последний миг цыганка толкнула его на землю, а сама легла на Яноша сверху. «Убейте меня, а его оставьте», – крикнула она дерзко, но ее слова чудным образом осадили цыган. Даже муж растерялся. Линчеванье временно отложили, а потом состоялся цыганский общинный суд, вердикт которого для цыган значит больше, чем приговор любой официальной инстанции. В результате на диво остальным цыганам Яноша с беглянкою поженили, они дожили до уважаемых лет, у них двое детей, и, что любопытно, – ни разу за все время совместной жизни Янош пальцем не тронул свою жену. А других он колотил и резал одежду. Правду говорят, что любовь – это самое главное волшебство, иногда опасное.

Как тут не вспомнить про лесовицу! Есть в цыганском фольклоре такая нечисть, а может, не нечисть, а просто колдуньи – зовут лесовицы. Они живут в дуплах и все – красавицы. Один цыган повстречал такую и влюбился в нее. Кровь закипела! Целовал и ласкал он ее всю ночь, а она ему от страсти все губы съела. Когда он опомнился, начал горевать: как же я, безгубый, людям покажусь? Лесовица сжалилась и на заре показала ему клад. Цыган разбогател, как великий князь, но губ не вернул.

А цыганский гипноз – это все брехня! Среди цыган ясновидящих не больше, чем у русских. Очень характерный эпизод «про магию». Рассказала одна цыганская бабушка:


Такие от страсти все губы съедят!
Фото ИТАР-ТАСС

«Я тогда была еще девочкой. Мать однажды по делам ушла, а к нам прокурорша стучится – одетая, как кукла. Спрашивает:

– Мама дома?

Я говорю, что нет мамы.

– А зачем вы пришли?

– По делам, – отвечает эта прокурорша.

А какие у мамки могут быть с ней дела? Только погадать. Я говорю:

– У мамы моей времени мало, но я тоже гадать умею. Заходите.

Она зашла.

– Что вас беспокоит?

– Муж гуляет, дома не ночует, – говорит прокурорша, лицо грустным сделала, а шубка на ней такая, что я бы в такой шубке век грустить не стала! – Что мне делать? Плохо мне, не сплю по ночам, аппетит пропал.

А я ей отвечаю:

– Это у вас не болезнь, а любовь. Сейчас посмотрим.

А брат у меня ходил в школу, мальчиков на пару лет отдавали, а я никогда в школе не была. И лежал у нас букварь в другой комнате. Я его обернула черной тряпкой, вынесла, говорю:

– Это книжка «Черная магия».

И давай молитвы читать, прокуроршу ту крещу, себя крещу, книгу крещу, а ей же не видно, что под тряпкой букварь! Еле сдерживаюсь от смеха, а сама учу эту прокуроршу:

– Вы поласковей с мужем. Придет пьяный, вы его пьяным не ругайте – только наутро, когда проспится. – И все такое, как от мамы слышала. – И тогда он гулять не станет! – завершаю.

Прокурорша довольная, дала мне денег, вечером мать приходит, я ей показываю.

Она:

– Откуда деньги?

Я ей рассказываю. Мама головой качает-качает, а потом говорит – на всю жизнь запомнила:

– Вся, сука, в меня!»

Вот вам и магия! Сколько я по таборам ни катался – с нечистым чудом столкнулся лишь раз. У меня у знакомой гнило лицо – неизвестная болезнь, врачи не знали, как и лечить, а девчонка – красавица, умница, золото! Татарка по национальности. И слух пошел, что ее сглазила собственная бабушка, которая приехала к ним жить из Ульяновска. Взял я ее фотки и поехал к цыганам. Одна старуха мне и сказала: «Кто такую девушку сглазил – пусть на него этот сглаз вернется в сто раз сильнее: на его руки, на его ноги, на его голову, на его сердце!» Было это в субботу вечером. А в понедельник та татарская бабушка взяла да померла, и моя знакомая за неделю излечилась, хотя до этого страдала полгода! Я тут свидетель и сам бы не верил, но что было, то было.

А вообще-то верить цыганским байкам нельзя. Они все сочиняют – лишь бы веселее да красивее получалось! Лишь бы выставиться поярче.

Встретил недавно на станции Рыбацкое в подземном переходе цыгана с гитарой. Он там играл. Его послушать, так он раньше вместе и с Градским, и с Гребенщиковым на одной сцене давал жару – по-рокерски, по-питерски. «Наш род в Питере с 1811 года!» Когда он узнал, что я писатель, тут же предложил написать нам вместе «книгу-сенсацию, чтобы называлась «Рождение земли» – о том, как люди так землю загадили, что ей придется родиться заново». Не знаю, какой у него талант в литературе и что за слог, но гитарист он был никудышный.

Тут есть еще один важный момент – цыган многие люди не любят, потому что мало с ними общались, а если видят, так только в газетах или на ТВ в криминальных сводках. Но не может же вся нация состоять из одних преступников! Один раз я пожаловался на это в таборе – Тиме. Он сын барона. Хитроумный и находчивый, как Одиссей. Тему воспринял горячо и близко к сердцу.

– У них плохо с головой! – воскликнул Тима. – Ты же сам все видишь: зима – весна, весна – лето, лето – осень┘ Природа меняется! Человек тоже должен меняться, а тот, который не хочет меняться, – он невменяемый! Ему нужно в больницу!

Будьте здоровы!


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
676
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
388
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
2495
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
1957

Другие новости