0
1214
Газета Стиль жизни Интернет-версия

16.12.2011 00:00:00

Малая авиация для большой России

Анастасия Башкатова
Заместитель заведующего отделом экономики "Независимой газеты"

Об авторе: Анастасия Геннадьевна Башкатова - обозреватель отдела экономики.

Тэги: авиация, вертолет


авиация, вертолет Мини-вертолеты американского производства готовятся покорить российское воздушное пространство.

Россия – страна больших расстояний, непреодолимых для неподготовленного человека пространств. Это терра инкогнита для ее же собственных жителей, которые часто с трудом осознают, что там, за горизонтом, окутанная несколькими часовыми поясами Россия вовсе не заканчивается, а, наоборот, только начинается. Например, Москва вольно или невольно демонстрирует свою убежденность в том, что за МКАД жизни нет. А Находка задается вопросом: «Существует ли на самом деле эта Москва, и в курсе ли она о происходящих событиях тут – на другом конце государства?» Такая разобщенность не удивительна. Ведь Москву и Находку разделяют более 9 тыс. км, это почти девять часов полета на самолете или примерно семь дней, если добираться поездом. Да что Находка. Даже Санкт-Петербург для москвичей – другая планета, а москвичи для питерцев – марсианские пришельцы, говорящие на другом языке.

Самый логичный способ преодолеть территориальную разобщенность – развивать в стране дорожно-транспортную инфраструктуру. Именно к такому выводу пришли, например, американские специалисты. В бюджете США на 2012 год заложено масштабное финансирование строительства и поддержания высокоскоростных железнодорожных магистралей, которые должны соединить воедино удаленные уголки тоже немаленькой Америки. В России, однако, ситуация с дорожно-транспортной инфраструктурой, мягко говоря, нерадостная. Она изношена, в некоторых местах отсутствует вовсе, инфраструктурные проекты становятся пылесосами для бюджетных денег, и качество построенного, как правило, сильно не соответствует количеству потраченного.

Даже сейчас, в XXI веке, в стране до сих пор существуют территории, полностью оторванные от «большой земли», то есть не имеющие практически никакой связи с более развитыми регионами и локальными центрами. По официальным данным, в РФ насчитывается почти 30 тыс. населенных пунктов, куда можно добраться исключительно на самолете или вертолете. И то не всегда. Причем речь идет отнюдь не только о Сахалинской области. Доступность инфраструктуры – одна из проблем, например, сибирских регионов. Поэтому власти пришли к выводу, что раз не получается дотянуть до этих населенных пунктов автомобильное и железнодорожное сообщение, тогда надо заняться хотя бы развитием малой авиации – темой, по словам президента Дмитрия Медведева, тоже «убитой», ведь российская малая авиация давно «деградировала и развалилась». Если не ждать внедрения отечественных разработок, а довериться иностранной технике, на возрождение малой авиации в РФ, по официальным оценкам, понадобится 10 лет.

Сегодня малая авиация – удел тех любителей небесной выси, доходы которых заоблачны и позволяют ни в чем себе не отказывать. Покупка вертолета может обойтись как минимум в 200 тыс. долл., как максимум – в 2 млн. долл. И это без учета расходов на получение прав, страховку и регистрацию. По данным компании «Авиамаркет», в РФ насчитывается около 2 тыс. частных судов в сегменте легких вертолетов (вертолетов уменьшенного размера).

Однако, по мнению частных владельцев, вертолет – не только предмет роскоши, но и хорошее средство передвижения, которое могло бы постепенно завоевать спрос и симпатию у более широкой прослойки людей. Хотя бы в виде авиатакси. Тем более существуют компактные модели вертолетов, которые при этом, как и автомобиль, вмещают четыре человека плюс багаж и при умелом пилотировании могут взлетать и приземляться практически на любой местности. Однажды у меня появилась возможность прокатиться над Московской областью в таком авиатакси. Полет был, конечно, впечатляющим. Когда сидишь в маленькой кабинке сразу за спиной пилота, то сначала как-то побаиваешься делать резкие движения и дышать ему в затылок – не дай бог собьешь с пути. Но раскинувшийся под тобой пейзаж и осознание того, что теперь все автомобильные пробки нипочем, отвлекают от тревожных мыслей.

Коммерческая эксплуатация легких вертолетов в идеале сулит большие прибыли как предпринимателям и владельцам авиакомпаний, так и государству, которое сможет снимать с проектов свой урожай налогов. Перспективно использование легкой авиации и в народном хозяйстве. Единственное «но» – удобные для массового внедрения вертолеты Россия закупает у других стран, например у США, так как отечественных аналогов с удовлетворительным сочетанием цены и качества у нас практически нет. Былые проекты по продвижению собственных моделей забыты и тем самым убиты.


Возможно, рано или поздно россияне будут добираться до удаленных населенных пунктов на авиатакси.

Развитие малой авиации упирается не только в дефицит авиасудов. Существует также дефицит вертодромов, взлетно-посадочных площадок, авиасервисов и центров по подготовке пилотов. В российском бюджете предусматривается в 2012 году субсидирование будущих региональных компаний малой авиации и программ по закупке иностранной техники. Речь идет примерно о 3 млрд. руб. Правда, в данном случае власти сконцентрировались на внедрении не столько вертолетов и инфраструктуры для них, сколько мини-самолетов и ближнемагистральных лайнеров.

Вопрос обучения пилотов – ключевой. В вертолете слишком многое зависит от одного человека – от быстроты его реакции, техники пилотирования, умения просчитывать ситуацию на несколько шагов вперед, стрессоустойчивости, зоркости. Впрочем, как и в автомобиле. С той лишь разницей, что автомобиль едет по дороге со скоростью 100–160 км/ч, а вертолет летит на высоте более 4 тыс. м над землей со скоростью 240 км/ч. Между тем так же, как и на автомобиле, основными причинами катастроф на вертолетах становятся безалаберность пилотов, их невнимание к погодным условиям, техническим неполадкам, правилам пилотирования, а также злоупотребление алкоголем.


На такой высоте забываешь о всех земных проблемах.
Фото автора

Рассказывают пилоты еще об одной проблеме малой авиации – о несовершенстве законодательства и наличии запретных для полета зон. Воздушное пространство РФ составляет 25 млн. кв. м. И 3 млн. кв. м – это зоны ограничения, стратегически важные территории, над которыми запрещены частные перелеты. В основном зоны ограничения находятся над территорией Центрального федерального округа. Сейчас, по словам пилотов, таких зон стало чуть меньше. Еще год назад, чтобы долететь из Москвы в Санкт-Петербург, приходилось делать крюк на лишние 200 км. Также вызывают дискуссию установленные для малой авиации коридоры. Они перегружены и часто расположены на неудобной высоте. Сейчас на промежутке от северной границы РФ с Норвегией до южной с Украиной насчитывается не более 10–15 пригодных для легкой авиации «трасс».

Частные владельцы лишь относительно недавно стали выходить из подполья, регистрировать свои суда и уведомлять о предстоящих перелетах – в предвкушении улучшений авиационного законодательства. В ноябре этого года, в частности, в законодательство были внесены поправки, упрощающие международные полеты для легкой авиации.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
1172
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
599
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
3267
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
2567

Другие новости