0
5917
Газета Стиль жизни Интернет-версия

12.03.2014 00:01:00

Генетически модифицированные мертвяки

Андрей Ваганов
Ответственный редактор приложения "НГ-Наука"

Об авторе: Андрей Геннадьевич Ваганов – ответственный редактор приложения «НГ-наука».


Очень похоже на результат скрещивания колобков с мертвяками. Предсказано еще 85 лет назад. Обложка журнала «Вокруг света», № 39, 1929

Короткий жизненный путь легендарного Колобка закончился, как известно, трагически.

«Катится Колобок, навстречу ему Лиса:

– Колобок, Колобок, куда катишься?

– Качусь по дорожке.

– Колобок, Колобок, спой мне песенку!

Колобок и запел:

Я Колобок, Колобок,

Я по коробу скребен,

По сусеку метен,

На сметане мешон

Да в масле пряжон,

На окошке стужон...

А Лиса говорит:

– Ах, песенка хороша, да слышу я плохо. Колобок, Колобок, сядь ко мне на носок да спой еще разок, погромче.

Колобок вскочил Лисе на нос и запел погромче ту же песенку.

А Лиса опять ему:

– Колобок, Колобок, сядь ко мне на язычок да пропой в последний разок.

Колобок прыг Лисе на язык, а Лиса его – гам! – и съела».

Согласно рецепту Парацельса, гомункулуса следовало выращивать именно в тыквообразной колбе zucca.	Гравюра XIX в., помещенная во 2-й части издания «Фауста» Гете
Согласно рецепту Парацельса, гомункулуса
следовало выращивать именно в тыквообразной
колбе zucca.
Гравюра XIX в., помещенная во 2-й части
издания «Фауста» Гете

Неожиданно для себя своеобразную реинкарнацию Колобка я нашел в одной из лучших повестей Аркадия и Бориса Стругацких «Улитка на склоне» (1966). (Первоначальный вариант этой повести, который назывался «Беспокойство» (1965), был опубликован только в 1990-е годы.) Вот где буйство протоплазмы! Безымянные авторы, состряпавшие (то есть синтезировавшие) Колобка, – некий старик, руководитель проекта, со своей старухой-лаборанткой, – о таком и не мечтали!

Фабула «Улитки…», как вы помните, проста. Биолог Кандид, потерпевший крушение во время проведения эксперимента в некоем Лесу и спасенный аборигенами, пытается выбраться к своим, на Станцию. Монструозный Лес не отпускает его…

«Живой столб поднимался к кронам деревьев, сноп тончайших прозрачных нитей, липких, блестящих, извивающихся и напряженных, сноп пронизывающий плотную листву и уходящий еще выше в облака. И он зарождался в клоаке, в жирной клокочущей клоаке, заполненной протоплазмой, живой активной, пухнущей пузырями примитивной плоти, хлопотливо организующей и тут же разлагающей себя, изливающей продукты разложения на плоские берега, плюющейся клейкой пеной…»

В повести «Беспокойство» к описанию клокочущей клоаки добавлены еще некоторые «вкусные» детали: «И сразу из шума леса выделился голос клоаки, словно включились невидимые звукофильтры: клокотание, плеск, всхлипывания, бульканье, протяжные болотные стоны, и надвинулась тяжелая стена запахов: сырого сочащегося мяса, сукровицы, свежей желчи, сыворотки, горячего клейстера».

Самая настоящая фабрика, комбинат по производству протоплазмы! Это вам не тыквообразная колба (zucca). Именно в такую «зукку», согласно рецепту Парацельса, полагалось поместить для гниения и плотно загерметизировать мужскую сперму. Все это хозяйство надо было закопать в навозной куче – сейчас бы сказали, что это означает «провести термостатирование». А потом еще 40 дней ждать, пока сперма не придет в движение, и в итоге появится на свет гомункулус, то есть маленький, но самый настоящий человечек. Любопытно, что в итальянском языке слово «zucca» имеет и шутливое значение: голова, башка, «репа». У этого вида химической посуды есть и другое название: «алембик». Между прочим, алембик был первым специальным химическим прибором, который придумали алхимики. Почти все остальное оборудование они заимствовали у городских ремесленников.

У Стругацких производство протоплазмы (живого вещества) поставлено на поток в промышленных масштабах. О такой производительности экспериментальной навозной кучи с помещенной в нее колбой-zucca Парацельсу оставалось мечтать.

«Клоака щенилась. На ее плоские берега нетерпеливыми судорожными толчками один за другим стали извергаться обрубки белесого, зыбко вздрагивающего теста, они беспомощно и слепо катились по земле, потом замирали, сплющивались, вытягивали осторожные ложноножки и вдруг начинали двигаться осмысленно – еще суетливо, еще тычась, но уже в одном направлении, разбредаясь и сталкиваясь, но все в одном направлении, по одному радиусу от матки, в заросли, прочь, одной текучей белесой колонной, как исполинские мешковатые слизнеподобные муравьи…»

Одним словом, колобки forever! Недаром и Стругацкие называют этот холм с клоакой «фабрикой живых существ».

И все это «зыбко вздрагивающее тесто» – только исходный материал в руках гипотетических Хозяев Леса для изготовления «живых механизмов» и «живых машин». (В «Беспокойстве» есть намек на это: «Эти слизни–амебы, например, наверняка какие-нибудь зародыши…») Наиболее впечатляют в этом ряду очень фактурно выписанные Стругацкими мертвяки – так их называют аборигены.

«Кандид огляделся. Между деревьями на самом краю поля стояли мертвяки: двое синих совсем близко и один желтый поодаль. Головы их с круглыми дырами глаз и с черной трещиной на месте рта медленно поворачивались из стороны в сторону, огромные руки плетьми висели вдоль тела. Земля под их ступнями уже курилась, белые струйки пара мешались с сизым дымком».

Тут уж, несомненно, Виллем Фролик обзавидовался бы – в его коллекции анатомических уродов мертвяк, пожалуй, затмил бы даже acardia amorphous. (В знаменитой тератологической коллекции Фролика, купленной в 1890 году гражданами Амстердама за 12 тыс. гульденов, был экземпляр, обозначенный как acardia amorphus – «покрытый кожей шар, ничем не напоминающий ребенка, которым он мог бы стать, за исключением небольшого пупочного канатика, кусочка кишечника и рудиментарного позвоночного столба». Acardia – отсутствие сердца (лат.); acardia amorphous – аморфная масса, лишенная сердца – одна из редчайших аномалий!)

И действительно, эти синтетические биороботы-трансформеры, одновременно напоминающие и мутировавших колобков, и гипертрофированных буратино, обладают нетривиальными способностями…

«Мертвяки неуловимо изменились, словно повернулись внутри собственной шкуры. Не стало видно ни глаз, ни рта – они стояли спиной»;

«…он <мертвяк> был раскаленный, как кипящий чайник»;

«У мертвяков должны быть хозяева, потому что мертвяки – это не люди, потому что это – не животные. Следовательно, мертвяки сделаны»;

«Один из мертвяков тотчас сорвался с места… упал на колени и вдруг весь как-то странно расплылся, изогнулся расплющился. Кандид заморгал: мертвяка больше не было, было удобное на вид, уютное кресло».

В повести «Беспокойство» Стругацкие добавляют еще одну деталь: мертвяки страдали куриной слепотой, они плохо видели ночью…

Как оказывается, ничего случайного, даже в самой необузданной фантазии, не бывает. Человек просто не может придумать ничего такого, чего потенциально не существовало бы в природе. Собственно, и «необузданная фантазия» – это не более чем метафора.

Но интрига все-таки остается. Вот и французский философ Жан Бодрийяр называл мифологию «фантазматическим предвосхищением». Какие еще коловращения и приключения неживой материи в поисках жизни будут придуманы алхимиками и писателями-фантастами, а следовательно, когда-нибудь и открыты естествоиспытателями, – об этом остается только строить догадки. 


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
1288
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
648
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
3487
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
2723

Другие новости