0
13316
Газета Стиль жизни Интернет-версия

27.10.2014 00:01:00

"Братский поцелуй" художника Врубеля

Анна Гущина
Корреспондент "Независимой газеты"

Об авторе: Анна Игоревна Гущина – корреспондент отдела международной политики «НГ».

Тэги: дмитрий врубель, художник, берлин


дмитрий врубель, художник, берлин Дмитрий Врубель гордится своей настенной живописью.

Мастерская, она же картинная галерея Дмитрия Врубеля, находится в бывшем Восточном Берлине. На одной стене спорят о чем-то Барак Обама и Ангела Меркель. С другой равнодушно смотрят старшеклассницы с  бантами и бутылками пива. А над барной стойкой целующиеся генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев и лидер ГДР Эрих Хонеккер: «Братский поцелуй», уменьшенная копия. Фрагмент Берлинской стены, разрисованный Врубелем в 1990-м, прославил его на весь мир.

«Самая главная фишка здесь – поцелуй. Если бы это были просто два портрета – вот Брежнев, вот Хонеккер – было бы не так интересно, – рассуждает художник. – А так – это история про любовь. Любовь, которая не знает ни времени, ни границ, ни пола… Причем это любовь не сексуальная, так сказать (эротический подтекст, конечно, может быть), это любовь – офигенная такая… дружба! Это рай такой. Который навсегда».

После того, как в 1989-м произошло падение Берлинской стены, художники из 21 страны разрисовали бетонную поверхность ее сохранившихся фрагментов. Молодой художник Врубель граффити рисовать не планировал и приехал в Берлин совсем по другому делу. По его словам, на рубеже 80-х и 90-х существовала особая группа художников, которые имели свободный доступ за границу, много путешествовали, хорошо зарабатывали. Москва – Чикаго – Париж – Тель-Авив… Берлин? Почему бы и нет?

233-12-2_t.jpg
Сейчас художник предпочитает сочетание карандашного
рисунка с кричащими радужными фрагментами.
Фото автора

«Получилось все случайно. Просто Саша Бородовский, который пригласил меня и еще нескольких художников в Берлин с выставкой, жил в 500 м от того куска Берлинской стены, на котором разрешили что-то делать художникам. Тот район, где сейчас East Side Gallery, был мрачный, страшный. Восточный Берлин и так был пустой, оттуда все на Запад убежали, люди бросали квартиры с мебелью. А тут никто и не жил. Я потом выяснил, почему. Туда люди из ГДР ходить боялись. И из ФРГ тоже», – рассказал Врубель.

По его словам, у Checkpoint Charlie, контрольно-пропускного пункта, созданного после разделения города, в течение 40 лет разрешалось появляться только жителям Западного Берлина, которые хотели посетить родственников в Восточном. Поэтому поначалу Врубель изображал Брежнева и Хонеккера в окружении художников и людей, которые обеспечивали их материалами.

«Неподалеку стояла машина с тетенькой, которая давала нам краски, фасадные назывались, самые дешевые. Пять банок стоили от силы 10 марок. И как же всем было интересно! Все приехали в Берлин смотреть, как стена падает. И человек, который раздавал краски художникам, тоже был звездой. Берлин тогда стал самым популярным городом в мире! И берлинцам (хитрые!) удалось сохранить эту привлекательность до нынешнего времени. 17 млн туристов в год! Мы по этому показателю обгоняем, между прочим, Париж и Рим», – гордо заявил художник.

Реставрация граффити в 2009 году была больше похожа на уличный аттракцион. «Я три дня не мог начать работать, – вспоминает Врубель. – Закончить работу смог только через месяц. В день рисовал по одной букве. Приходил, садился, и сразу прибегали тысячи людей, журналисты. Я раздавал автографы, давал интервью и рисовал букву».

Граффити почти скрылось под слоем листовок, объявлений и прочего клейкого бумажного мусора. В итоге аутентичный слой был снесен специальной пескоструйной машиной. «Работа сохранилась только на открытках и магнитах. Мне надо было повторить вещь, которой нет, но которая у всех берлинцев в головах! Прошло 20 лет, я совершенно по-другому рисую. Копию сделать невозможно. Однако было жутко интересно! Я знал, что никто в мире из художников не делал ничего подобного», – рассказал Врубель.

Примерно на пятый день работы немцы смогли убедиться, что к ним возвращается «Братский поцелуй». Фотографию недорисованной работы в тот день опубликовали пять газет.

«Это не история, это Диснейленд», – говорили скептики, сетуя, что граффити 1990 года погибло, а восстановленная картина уже является менее ценной копией. Нет, возражает Врубель. Его работа все равно воспринимается так, как будто она нарисована не пять лет назад, а 25. «Братский поцелуй» – его визитная карточка. «У вас есть визитка?» – спрашивают Врубеля. «Да, пожалуйста. Можете купить магнитик или открытку в любом киоске», – отвечает он.

«Надо сказать, тогда, после падения стены, я сделал множество ошибок, – разоткровенничался Врубель. – Мы, художники, не понимали ничего в экономике. Из всех моих коллег, которые ездили за границу – а их было около сотни, – только один догадался купить квартиру в Нью-Йорке. Остальные тратили деньги на какие-то навороченные джипы, летали на Сейшельские острова… Просто никто не знал, что такое деньги. Мне было 28 лет, когда я впервые подержал в руках доллар. В 2009 году я уже понимал, что надо пользоваться всеми возможностями, всеми бонусами. И славой, и деньгами, и возможностью жить в Берлине. И мастерская у меня тогда появилась».

Праправнучатый племянник Михаила Врубеля с 2010 года постоянно живет в немецкой столице с супругой Викторией Тимофеевой. Переехал в Берлин в год своего 50-летия. Сейчас художники рисуют на злобу дня, используя анонимные фото из Интернета, обыгрывая на бумаге то, что называется мемами. Сочетание карандашного рисунка с кричащими радужными фрагментами привлекает внимание. Врубель объясняет: это техника такая. Бумага, принт, акриловые краски. Его работы – это потенциальные фрески, выполненные на бумаге, с тем же успехом они могут появиться на уличной стене.

Язык искусства здесь был понятен не всем. Немецким гостям галереи часто приходилось объяснять, кто такие пионеры, почему они в пилотках, почему пилотки были красные… Или кто этот парень с мрачным лицом. Или эта старушка в платке. Недавно Врубель нашел выход: стал рисовать котят. Котики, объясняет он, у всего мира вызывают улыбку и умиление. Котики – часть поп-культуры, созданной Интернетом. Универсальный язык, который понимают во всем мире. Поэтому если увидите картину с котиком на фоне летящего самолета – это Дмитрий Врубель призывает человечество к борьбе за мир. Но история вечной любви на фреске с Брежневым и Хонеккером не устаревает и вызывает у людей все такие же сильные эмоции: куда там котикам…

«Все-таки это парадокс! – восклицает Врубель. – 25 лет назад работа была нарисована. Что было нарисовано в 1990 году? Никто не помнит. Какие фильмы были? Тоже никто не помнит. А эта работа всегда, все время актуальна, причем по-разному».

Брежнев и Хонеккер действуют на людей магически. Врубель рассказал, с каким трудом приходилось вызывать мастера для починки газового бойлера. «Вам нужно звонить в управляющую компанию, оставлять заявку, только после этого я к вам приду», – говорил мастер. А бойлер все время ломался. После очередной починки агрегата Врубель вручил мастеру открытку. «А это что?» – «А это я нарисовал». С тех пор мастер, когда встречал Врубеля, сам бежал ему навстречу, спрашивал, как работает бойлер.

К творчеству у Врубеля отношение особое. Изобразительное искусство для него – та же журналистика. «Сегодня что-то произошло, и задача журналиста – своими словами это описать, да еще так, чтобы читатель понял и увидел. Я ставлю себе задачу: переводить на язык искусства то, что происходит сейчас, сию минуту», – пояснил художник.

С «Братским поцелуем» получилось так же. «У меня не было вопроса, что нарисовать. Мне было понятно, что я разговариваю с берлинцем. Что есть Берлинская стена, и я должен на ней написать некую статью, которая была бы понятна всем людям, которые здесь живут и будут жить», – заключил Врубель.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
1140
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
581
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
3199
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
2523

Другие новости