0
5236
Газета Стиль жизни Интернет-версия

24.09.2015 00:01:00

Цветные стеклышки

Елена Семенова
Обозреватель приложения НГ-Exlibris

Об авторе: Елена Владимировна Семенова – обозреватель «НГ».

Тэги: крым, коктебель, литературный семинар, волошинская премия


крым, коктебель, литературный семинар, волошинская премия Поэты читали стихи морю и скалам.

Да, поэты и прозаики должны приехать вот-вот. В Коктебеле погода шепчет – температура воздуха до +30, вода +25. Как со смаком отметил шофер, везший нас из Симферополя и купивший нам ящик сладчайших медовых персиков, «можно плавать в воде, как жаба». Литераторы должны приехать, но они еще пока в далеком аэропорту. А мы уже сидим на туристском пляже, и я читаю стихи крымчанину Алексею. Он высокий, стройный, с щегольски выстриженными косыми строчками баков, небольшим ртом, в котором светятся ослепительно белые зубы. Леше нравится стихотворение «Поцелуй», и он начинает литературно-практический семинар. «Погоди-погоди, как тут у тебя сказано? «Это сорванная сосулька – щемящий вкус и шершавость»? Стоп, давай проэкспериментируем?» На глазах изумленных друзей проверяем «щемящесть», «шершавость» и прочие эпитеты. Вот так да, никогда такого живого семинара не было. Здесь же, на нудняке, появляются новые знакомые – ролевики Саша и Наташа. В прошлом году зачали здесь ребеночка, и вот – нянчат четырехмесячную малышку Илларию. Просят программу, хотят попасть на «Волошинский сентябрь».

А приехавшие поэты звонят к полуночи: «Идешь купаться к Карадагу?» Ну что ж, можно и к Карадагу. Как выясняется, литераторы не хотят налево, где нудняк, где так называемая зеленка, на которой гнездятся дикари с палатками. Они, видите ли, ходят направо, где чище вода и ближе к заповеднику, к выветренному в скалах профилю Волошина. Но в этом тоже есть свой щемящий квест. Темнота. Беспорядочной гурьбой лавируем в лабиринтах домов, построек, спусков, подъемов, лестниц. И вот наконец последняя лестница, спуск на галечный пляж, торчат ржавые штыри бывшего тента. Кто эти люди вокруг? Я их пока не знаю. Точнее, не всех. Но знаю, что все они причастны к великой русской литературе. Тут поэтесса Матасова, писатель Даниэль Орлов и другие. Кто разделся – в темноте не различить. 

36-8-2_t.jpg
Инсталляция из коктебельских камушков.
Фото автора

Утро. Козье молоко. Сначала холодное и как бы водянистое, потом по мере согревания обретающее глубокий ореховый привкус. Радушная торговка с золотым зубом продает его на базаре. Пью его, и оно как будто промывает мозг и тело. Пытаюсь поить кошек на набережной, с трудом находя бумажный стаканчик. Топчусь в парке Литфонда, у «Литкафе». И вот второй поэтический сигнал. Неожиданно рядом возникает поэт Валерий Лобанов. Какая радость видеть знакомое лицо среди жаркого, вовсю курортного Коктебеля. С Валерием его дивная искрящаяся жена Ольга, врач и художница. У нее с собой альбом с репродукциями ярких наивных картин. И – убегаем по аллее парка Литфонда в разные стороны. Мы еще встретимся. Все только начинается. На мне уже футболка с портретом Максимилиана Александровича, а живу я в пансионате «Творческая волна» с журналисткой и поэтессой Женей Коробковой.

Где ядро фестиваля? Конечно, во дворе Дома-музея Волошина. В глубине, там, где установлен, наверное, лучший памятник поэту скульптора Ивана Коржева, натянут белый экран. Через весь двор – ряды синих пластмассовых стульев. На залитой жарким солнцем набережной течет жаркая курортная жизнь: купальники, гирлянды сувениров, лавки с крымскими маслами, вино, мадера и коньяк, за белой балюстрадой ослепительная гладь моря. А здесь – писатели и поэты со всей России и не только, здесь властвует литература. Волной игровой звукописи «сносит» куратор фестиваля авангардной поэзии «Лапа Азора» Евгений Харитонов, выстраивая ассоциативные этажи смыслов. Рукописи стихов – как нотные партитуры. В финале сминает листы и в экспрессии бросает о землю. Руководитель проекта «Русский Гулливер» Вадим Месяц читает жестко, напористо, энергетично: «Коробка из-под трусов, полная анаши./ Закрой на замок засов – отчаливать не спеши./ И памяти не поверь, немного у ней ума:/ увидишь в окошко Тверь, а думаешь: Кострома». Алексей Остудин из Казани взрывает воображение образами: «Береза варикозной картой мира качается на ржавых проводах», «Расползлась корневая система метро и свисает лапшой из тарелки». Вдруг на меня налетает цветной дружественный вихрь – это только прибывшие Боря Кутенков и Клео Ширшова.

Просто невозможно охватить все вечера, презентации, чтения, что рассыпаны на разных площадках – в «Творческой волне», на веранде-крыше одного из отелей, в кафе «Богема». Поэты парами, группками курсируют от места к месту, цветными стеклышками соединяясь, сплетаясь в единый орнамент. Поэт и прозаик Михаил Стрельцов из Красноярска, поэты Гера Власов и Юлия Белохвостова вместо знаменитой коктебельской «каменной болезни» подхватили «шляпную эпидемию»: мелькают сочными мазками шляп. У всех семь пятниц на неделе, все тянут в разные стороны. Валерий Лобанов показывает всем, где делают дешевый кофе. Поэт Вадим Жуков старательно рекламирует мускатное вино, но  постепенно переходит на коньяк. На ночной набережной Михаил рассказывает мне о своем проекте «Стихи на автомобилях». Вот-вот начнется презентация поэтического альманаха «Паровозъ» во главе со Светланой Василенко: можно будет почитать стихи там, а потом на джем-сейшне московских поэтов. И снова, уже в ночном хороводе поэзии кружат Александр Радашкевич из Парижа, Вальдемар Вебер из Германии, Юлия Белохвостова, Яна-Мария Курмангалина, Сара Зельцер, Борис Кутенков, Анна Маркина и многие-многие…

В полдень работают мастер-классы. На поэтическом, который ведут поэты Владимир Салимон и  Александр Переверзин, обсуждают подборку Элины Суховой: «Паром дизельком гудит, как примус» – слишком перегружено; да и как это паром гудит, когда он скорее пыхтит; «Трава шершава под спиною» – как трава может быть шершавой? И так далее. Спорят о верлибре. О том, что рифмованный стих и верлибр не могут вступать в противоречие, это как две секты, скажем, молокане и адвентисты седьмого дня. Сект много, а бог поэзии один. Вспоминают определение верлибра Алексея Цветкова: «Это когда стакан убрали, а вода стоит». На мастер-классе по прозе веселее, свободнее. Светлана Василенко и Михаил Стрельцов дают важные советы. О том, что нужно «мыслить книгой», а не рассказом, о том, что нужно давать рассказу точное название, не быть «завороженным своей интонацией», о том, что сюжеты без жизненных наблюдений – банальны.

Фест не был бы праздником без забавных задумок. Первая – это традиционный заплыв поэтов на приз журнала «Октябрь». Приз – публикация в журнале. Комизм действа в том, что рукопись во время заплыва закрепляется на теле и не должна намокнуть. Каких только вариантов не придумывают: свернутые вчетверо или в трубочку листочки закрепляют на кепках, на поясе и другими способами. Участвую в заплыве и я: упакованную в пакетик рукопись запихиваю в бейсболку. Заплыв проводят в «женском» и «мужском» разряде. Учитывая спортивную подготовку литераторов, дистанция – каких-нибудь метров 15. Нужно оплыть Ирину Легонькову, прилежно изображающую буек, и вернуться обратно. Все происходит стремительно: свисток, забег, бултыханье, месиво морской воды. Лишь устремясь к берегу, понимаю: меня обходят буквально на «корпус». Побеждает худенькая спортивная липецкая поэтесса Татьяна Скрундзь. Второго места, увы, в конкурсе не предусмотрено. В мужском разряде все более предсказуемо: первым достигает берега спортивный гигант – организатор карельского литературного фестиваля «Петроглиф» Владимир Софиенко. Но – благородно дарит победу коллеге – карельскому литератору.

Что еще? Трудно все перечесть. Турнир поэтов, где нужно «досочинить» строчки из поэта Александра Кабанова, например, вот такие:  «Да что мы все о птичках да о птичках», традиционная экскурсия по Дому-музею М.А. Волошина, поэтическое восхождение на Карадаг и на Кучук-Енишар – гору Волошина, где поэты Павел Маркин (Еж) и Марина Хоменко выложили имя Волошина из камешков. Как известно, поэт завещал, чтобы друзья приносили на его могилу не цветы, а камни. И, конечно, кульминация действа – Церемония награждения победителей Волошинской премии в различных номинациях в местном ДК, и в последний день под самую завязку – выступление творческого дуэта «Коровин и Фагот» (Андрей Коровин и Александр Александров), где Андрей читал стихи поэтов Серебряного века и свои под аккомпанемент всевозможных музыкальных инструментов в исполнении Фагота. Двор Дома-музея Волошина был забит публикой до отказа. И – поскольку финал совпал с Днем Коктебеля – в темном небе над морем расцвел фейерверк, дополнивший торжественную коду фестиваля.

Коктебель–Москва


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
1760
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
852
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
4295
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
3344

Другие новости