0
1981
Газета Стиль жизни Интернет-версия

25.07.2018 15:03:00

Хипстеры – ресурсное проклятие России

Социальное явление, случившееся с Россией в XXI веке

Григорий Спицын

Об авторе: Григорий Сергеевич Спицын, кандидат политических наук

Тэги: культура, общество, субкультура, хиппи, хипстеры


культура, общество, субкультура, хиппи, хипстеры Фото автора

Снилось мне, что стал я хипстер,

Мракобес, иллюминат…

И Навальный, как магистр,

Посвящал меня в свой ад…

Но пришел Михайлов Стас –

И из ада меня спас.

Неизвестный автор

Российские мегаполисы наводнили импозантные бородачи в клетчатых фланелевых рубашках и очках в толстой оправе, делающие ироничные заметки в блокнотах «Молескин» и презирающие пошлую нетворческую работу с фиксированным графиком. Хипстеры – а именно так называется это особое течение молодежной субкультуры, помешаны на здоровом образе жизни, артхаусном кино, альтернативной музыке, модных трендах и современном искусстве. Считается, что «поколение Х» по природе своей аполитично и миролюбиво. Но, хотя утонченных неформалов и вправду нечасто увидишь в авангарде беснующихся революционеров, идущих на стену из полицейских щитов, именно хипстеры – вдохновители протестных настроений современного общества.

Модное словечко «хипстер» (от англ. to be hip – «быть в теме», «просекать фишку») родилось в Америке еще в конце 1940-х годов. Обозначало оно молодых людей, считавших себя выше общества и плюющих на общепринятые моральные устои. Правда, выражали хипстеры свое недовольство лицемерной моралью американского среднего класса не столь жестоко, как гризеры или молодое поколение итальянской оргпреступности, шикарно изображенное в видеоигре Mafia II. Если Вито Скалетта и его друзья откровенно плевали на закон и брали от жизни ровно столько, сколько способны унести, хипстеры середины прошлого века обозначали свой протест ненасильственно-молчаливо, предпочитая отделять себя от серой массы обывателей стильной одеждой, нестандартной музыкой и любовью к философской литературе.

В определенный период, а именно к началу войны во Вьетнаме, hip-движение США разделилось на «хиппи» и собственно «хипстеров». И если «хиппи» ударились в философию пацифизма и свободной любви, обложившись «голубиными лапками» и косяками с марихуаной, то классические «хипстеры» остались довольно глубоко интегрированными в американское общество. На словах высказывая презрение к культуре потребления, хипстеры на самом деле оказывались одними из ее идейных вдохновителей и основоположниками модных трендов. Что же касается такого щекотливого момента, как военная служба (не будем забывать, что с 1957 по 1968 годы американские военкоматы активно шерстили колледжи и университеты на предмет свежего пушечного мяса), то здесь хипстеры несколько разделились во мнениях. И если Элвис Пресли честно оттянул свой срок службы от звонка до звонка, то большинство неформалов всячески старалось откосить от призыва. Образ типичного сознательного хипстера тех лет – рядового Джокера, морпеха, сохранившего чувство собственного

достоинства и не давшего себя поглотить безликой военной машине, блестяще удалось создать режиссеру Стэнли Кубрику в культовой картине «Цельнометаллическая оболочка».

Впрочем, хипстеры как вид, не вымерли с приходом новой молодежной культуры, пришедшей на смену эпохе рок-н-ролла, а продолжили эволюционировать, адаптируясь к очередным вызовам. Только столица мирового хипстерского движения в начале нового тысячелетия плавно переместилась из Нью-Йорка на берега Темзы.

Увы, в ходе трансформаций в эпоху социальных сетей и интернета между прото-хипстерами – законодателями мод, адептами старой школы и хипстерами-последователями, больше заботящихся о внешних атрибутах, нежели философии субкультуры, стала стираться грань. На удивление емко и лаконично ключевые особенности прото-хипстера сформулировал персонаж Майкл Таунли в диалоге с Тревором Филипсом в видеоигре GTA V:

– Почему ты живешь в глуши, вдали от больших городов?

– Здесь все настоящее, подлинное. Если мой городок возьмутся облагораживать – свалю отсюда на хрен.

– А твоя манера одеваться? Она, знаешь ли, слегка безумная. Это даже не отсутствие вкуса, а его полная противоположность. А еще татуировки, прическа, странная музыка, неоднозначные игрушки, малоизвестные наркотики… Ты хипстер, Тревор!

– Что? Да я ненавижу хипстеров!

– Классическая хипстерская реакция отторжения. Хипстеры обожают говорить о своей ненависти к хипстерам. Но погоди, скоро появятся латте, джинсы в обтяжку и банковский счет. Может быть, ты и не хипстер в общепринятом понимании этого слова, но тот, кто вдохновляет их быть теми, кто они есть. Ты – прото-хипстер!

hip-2_b.jpg
Фото автора

Увы, настоящих олдскульных хипстеров в столице старой доброй Англии ныне почти не осталось. Типичному лондонскому хипстеру около 30 лет. Он носит аккуратно подстриженную бороду в стиле проповедника викторианской эпохи, а все его тело густо покрыто креативными татуировками с глубоким философским подтекстом. Хипстер одет в клетчатую фланелевую рубашку, подвернутые джинсы, купленные на Urban Outfitters, и кеды Onitsuka Tiger, надетые на босу ногу. В кармане хипстера iPhone последней модели с запущенными приложениями Twitter и Instagram, на шее – зеркальный фотоаппарат, а в руках мужская кожаная сумка с Macbook Air и термокружкой латте из Starbucks. Хипстер охотно делит свое жилище в Ист-Энде с пятью соседями, испытывает жгучее отвращение к офисной работе с 9 до 17, заботится о происхождении своего кофе и избегает общественного транспорта, предпочитая перемещаться по городу на старомодном велосипеде. Хипстер обычно одинок и исповедует принцип свободных отношений, ибо привязанность и обязательства нарушают внутреннюю гармонию свободного человека. Современный хипстер космополитичен. Его родина не там, где семья, друзья и отчий дом, а там где ниже налоги, теплее климат, толерантнее законы и мягче общественные традиции.

Со стороны образ независимого бунтаря, идущего наперекор общественным устоям, кажется весьма привлекательным, особенно для молодежи, чьи вкусовые и общественно-политические воззрения все еще находятся в стадии формирования. Однако, если заглянуть под внешнюю оболочку, перед нами окажется неуверенный в себе взрослый мужик, к тридцати годам не обзаведшийся семьей,

детьми и собственным домом, стремящийся прожить жизнь в свое удовольствие и скрыть собственные комплексы под личиной во многом чуждой ему философии. Куда приведет его эта дорога через 10 лет, сказать сложно. Может быть, к успешному основанию собственного стартапа и миллионным прибылям, а может, к глупой и никчемной смерти от передозировки.

В России считается, что хипстеры – это молодые люди среднего достатка в возрасте от 16 до 35 лет. Они принадлежат к креативной элите постиндустриального общества и являются локомотивом прогресса современной экономики. На первый взгляд, подобная точка зрения вроде бы оправдана. Например, хипстер, успешно занимающийся разработкой мобильных игр и приложений, теоретически приносит в казну государства немалый профит в виде налоговых отчислений. Однако при повторном рассмотрении оказывается, что доход с отдельно взятого хипстерского стартапа не так уж и велик. Львиную долю прибыли от деятельности утонченных неформалов забирают себе зарегистрированные в США собственники площадок, размещающих программный продукт. Оставшуюся часть доходов хипстер, будучи человеком ушлым и продуманным, старается вывести из-под государственной юрисдикции с помощью относительно честных финансовых схем. Так что выгода государства от деятельности стильных бородачей зачастую ограничивается тем, что любители зауженных джинсов и кед на босу ногу, пускают в оборот заработанные наличные, немного стимулируя отечественную экономику.

hip-3_b.jpg
Фото автора

Обилие хипстеров и популярность хипстерских идей в России нельзя списывать исключительно на социальные сети, расцвет эпохи коммуникаций и влияние англосаксонской культуры. Во многом, поколение рожденных в 80-е и 90-е, прониклось хипстерской философией из-за перекосов в системе отечественного образования. Поколение ЕГЭ, воспитанное в эпоху расцвета общества потребления и кризиса национальной идеи, зачастую неспособно мыслить критически. Катастрофическую роль сыграло и падение престижа технического диплома в России на рубеже тысячелетий. Наводнившие рынок PR-менеджеры, маркетологи, копирайтеры, дизайнеры и псевдожурналисты, обладающие огромным самомнением, зачастую во много раз превышающим их реальные способности, оказались не способны понять, что легкие деньги бывают только в кино и красивых Facebook-историях fashion-блогеров, имеющих чрезвычайно мало общего с действительностью. Разочарование от неудовлетворенных амбиций подстегивает отечественных хипстеров к проявлению протестных настроений. Сперва молчаливых, выражающихся в абстрагировании от общественной жизни и политическом абсентеизме, а затем и более революционных. Попытку хипстерской революции мы могли наблюдать в 2011 году, когда собиравшаяся в ресторанах «Жан-Жак» молодежь через социальные сети и блоги пыталась донести до властей свое особое мнение о необходимости структурных государственных реформ.

Получив гуманитарное образование и выучив иностранный язык, хипстеры начинают думать, что это возвышает их над серой и никчемной массой цивилов, ходящих на работу, платящих ипотеку и мечтающих о бесхитростном отпуске на Черноморском побережье. Многие из них спят и видят себя за пределами России. Наверное, это не их вина – ведь их такими воспитало наше общество, подсевшее в 2000-х годах на нефтяную иглу тотального потребления. Но глядя на обилие неглупых молодых людей, весь смысл жизни которых заключается в походах в кофейни и модные бары, перемежаемых псевдоинтеллектуальной полемикой в социальных сетях и посещением выставок современного «искусства», становится по-настоящему грустно и до боли обидно за то поколение, которое мы потеряли. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.

Читайте также


Как растопить лед взаимного недоверия избирателей и власти

Как растопить лед взаимного недоверия избирателей и власти

Алексей Кавецкий

Нарушение прав граждан на честные и открытые выборы должно пресекаться жестче

0
649
Игра в письма

Игра в письма

Александра Обломова

Страх за будущее, которого он не знает, шел нога в ногу с человеком во все времена

0
640
Кирилл Серебренников обвинил Минкульт в удушении современного искусства

Кирилл Серебренников обвинил Минкульт в удушении современного искусства

Елизавета Авдошина

0
810
Патриарх уводит молодежь у церкви

Патриарх уводит молодежь у церкви

Павел Скрыльников

Синодальный отдел РПЦ лишается полномочий

0
2120

Другие новости

Загрузка...
24smi.org