0
1672
Газета Главная тема Интернет-версия

24.01.2013 00:00:00

Не надо нам первого ряда

Тэги: лесин, 100 книг для школьников, высоцкий


лесин, 100 книг для школьников, высоцкий Улица Высоцкого в Самаре.
Фото Владимира Захарина

Завтра исполняется 75 лет со дня рождения Владимира Высоцкого, а все как сговорились. Только и обсуждают, что «Перечень «100 книг» по истории, культуре и литературе народов Российской Федерации, рекомендуемый школьникам к самостоятельному прочтению». О, кричат, поэзии нет почти. О, волнуются, какие-то эпосы в невероятных количествах. Высоцкого вот нет в Перечне. Там и впрямь много кого нет. Но я не о том. Я хочу сказать, что мне почему-то кажется, что речь идет не о народах Российской Федерации, а все-таки о народах СССР. Манас, Давид Сасунский… Да, в России живут, скажем, киргизы или армяне, но республик таких уже нет вроде. Китайцев или вьетнамцев в РФ живет не меньше, чем армян или грузин с казахами. Может, тот список, что я прочел в Интернете, не окончательный. Или я его криво нашел, не там и не такой. Все может быть. Ничего не утверждаю, не дай бог, никаких (даже личных и оценочных) суждений не высказываю. И я не думаю, что Перечень так уж плох, просто не все понимаю.

Не все. Не все мне, извините, понятно.

Деникин, Лев Гумилев, Ильин, «Россия. История успеха» Горянина и «Император Александр III» Боханова…

Я перечислил то, что не понимаю.

Я лично. Не понимаю.

Вот и Высоцкого в Перечне нет. Вообще, поэзии и впрямь маловато. Наверное, Деникин важнее поэзии. Гайдар, Бабель, Николай Островский (они есть в Перечне) были бы, вероятно, очень рады Деникину. Коллега, хотя отчасти и оппонент. Я и сам Деникина как-то больше люблю, чем, скажем, Петра Краснова. Но все равно, что-то мне понять, видимо, не дано.

Перечень легко найти, приводить его не буду, лучше вернусь к Высоцкому.

75 лет.

Мог бы жить.

Мог бы решать, кто ему ближе – Башмет или Сергей Никитин. Мог бы выступать на вечере памяти Окуджавы или, допустим, Михаила Круга. Мог бы и принять французское гражданство. Они нам Депардье, мы им Высоцкого. Если им не жалко даже Депардье, почему нам должно быть жалко Высоцкого?

Ведь наверняка он кого-нибудь да обидел бы, разочаровал бы полностью и окончательно. Или политическим выбором (любым) или отказом от выбора.

Политика – сатанье наважденье, прав был поэт Лотарев. Один всю жизнь любил Макаревича, а он не надел белую ленточку. А другой всю жизнь любил Макаревича, а он не пошел на Поклонную. Или пошел. Или надел.

Сатанье наважденье, верно говорил поэт Лотарев, также известный как Северянин.

* * *

Не все считают Северянина поэтом первого ряда. Не все и Высоцкого. Не все считают Сашу Черного, Николая Глазкова, Петра Шумахера, Олега Григорьева поэтами первого ряда. Наверное, и правильно. Первый ряд – там ведь, сами знаете, кто – Пушкин, Есенин. Асадов. Пастернак, Бродский, Воденников. Пушкин хотя бы гений. Есенин хотя бы пьющий. С Воденниковым я знаком, хороший поэт и человек приличный. Все нормально. Но они все – первый ряд. А Высоцкого в первый ряд не берут. И не возьмут никогда.

И, знаете, слава богу. И, знаете, не надо.

Не надо нам первого ряда.

Ну, может, кому-то и хочется. Высоцкий очень хотел быть «бумажным», печатным поэтом. И что? Стал. Певец и актер – даже такой яркий, как Высоцкий, – не может противостоять технологиям. Фильмы устарели, голос… Голос остался, голос неповторим, но кто знает, что будет лет через 15? Создадут программу – и она будет все что угодно петь натуральным голосом Высоцкого. Да что там Высоцкого – даже, может быть, голосом Аркадия Северного.

Кстати, Северный вырос из Высоцкого, хотя они и ровесники (Высоцкий – 38-го, Северный – 39-го года рождения), уважал его, наверное, любил, ревновал, я не знаю. Поле одно. Жанры близкие. Скорее всего и Высоцкий знал Северного, жаль, если не лично. Им бы вместе выпить.

Вот и Ерофеев 38-го года. И знал, и любил Высоцкого. А вот знал ли (ну знал-то – наверное), любил ли Северного? Не знаю. Не могу знать.

Я их, всю троицу, невероятно люблю. Писатель, поэт, певец. Да, Высоцкий писал и прозу, но Ерофеев здесь – лучше. Да, Высоцкий, исполнитель, певец невероятный, но – Северный…

А Владимир Семенович, как бы ни был он неотделим от исполнения, от песен, прежде всего – поэт. Смешно? Не знаю, а считаю, что – поэт.

* * *

В минувший вторник, кстати, исполнилось 90 лет со дня рождения поэта Юрия Левитанского. Но Высоцкий – громче, ярче, знаменитей. А Левитанский еще и умер 25 января, аккурат в день рожденья Высоцкого.

И если б только. Он умер 25 января 1996 года. Казалось бы – сейчас его нагонит – совершенно заслуженная – посмертная слава. Некрологи, телепередачи, документальные фильмы, сборники, воспоминания.


Кому-то сотня книг, а кому-то хватит и хороших.
Александр Трифонов. Вавилонская башня

Куда там. 28 января 1996 года умирает Бродский.

Помню я те дни. Помню очень хороших людей, которые (при безусловной любви к Бродскому, при всем уважении и почитании) говорили сокрушенно: ну что ж такое, опять Левитанскому не повезло, всегда что-то мешало настоящей славе, настоящей известности…

Ну что тут сказать? Лучше напомню его стихотворение:

Пока я спал, за окнами мело.

И вот пейзаж зимы.

Белым-бело.

Белы кусты, дорога и забор.

И белый бор торжествен,

как собор.

И Жучка у колодца вся бела,

хоть накануне белой не была.

Но вдруг над белым-белым –

голубой.

И это отдаленное

пространство

прозрачно,

как намек на постоянство

и на уменье быть самим

собой.

А к ночи все становится

синей:

и бор, и пар, летящий

из сеней,

и след саней,

и Жучка –

и за ней

я тоже замечаю эту

склонность.

А небо стало

пепельно-стальным,

с пейзажем не сливаясь

остальным.

И это – как намек

на убежденность,

что гнаться, мол, за модой

ни к чему.

* * *

Я специально не цитировал Высоцкого. Он – доступен. Если вы найдете рифмовку богаче и лучше, чем у Высоцкого, – горжусь вами. Да и найдете ведь. Да я и горжусь. Честно.

Что еще сказать? Улицы, бульвары, аллеи, скверы, набережные и переулки Высоцкого (или имени Высоцкого) есть в Астрахани, Белгороде, Бузулуке, Волгограде, Воронеже, Нарве, Днепропетровске, Донецке, Дубне, Ейске, Екатеринбурге, Киеве, Липецке, Новосибирске, Одессе, Самаре (см. иллюстрацию), Томске, Тольятти, Софии и других городах и населенных пунктах. В Москве ни улиц, ни аллей, ни скверов, ни набережных, ни переулков Высоцкого нет. Зато Высоцкий родился в Москве. Не в Астрахани, Белгороде, Бузулуке, Волгограде, Воронеже, Нарве, Днепропетровске, Донецке, Дубне, Ейске, Екатеринбурге, Киеве, Липецке, Новосибирске, Одессе, Самаре (см. иллюстрацию), Томске, Тольятти, Софии и других городах и населенных пунктах. Нет, именно в Москве. Зато в Москве есть улицы Кадырова и Солженицына. Зато в Москве есть памятники и музей. Один памятник на кладбище. На том же кладбище похоронен и Левитанский.

Сумбур пишу я вместо музыки, ну так я и не Шостакович.

А вы почитайте Высоцкого – удивитесь.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
1791
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
862
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
4347
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
3378

Другие новости