0
6260
Газета Главная тема Интернет-версия

04.07.2013 00:01:30

Быстрая игра и медленное чтение

Тэги: литературная жизнь, структура, изменения


литературная жизнь, структура, изменения Одесситы в ролях сатиров и муз. И все ради Высоцкого. Фото Елены Семеновой

Ну вот и пришло лето. Не по календарю, конечно. И даже не по градуснику – жаркие деньки были и в мае. Лето наступило по настроению. И литературная жизнь  резко поменяла свою структуру. Изменила агрегатное состояние. Словно бы как  вода, которая ниже нуля становится льдом, а выше ста градусов начинает превращаться в пар.
Но вот что интересно: это литературное лето заметно отличается от прошлых. Раньше хотя бы на пару месяцев наступал «мертвый сезон». Писатели не устраивают свои творческие вечера уже в начале июня – людей не собрать: отпуска, дачи… А сейчас подобного затухания почти незаметно. Да, куратор  литературного салона «Булгаковский дом» Андрей Коровин официально закрыл сезон.  Но, во-первых, только официально – вечера нет-нет, да и проходят. А во-вторых, он взялся за подготовку Волошинского фестиваля, который по традиции пройдет в Коктебеле в середине сентября. А вот представитель проекта «Культурная инициатива» Юрий Цветков заявил, что в этом году общих каникул у них не будет и он покинет Москву не раньше, чем вернется с отдыха Данил Файзов. Потому что на весь июль уже запланированы вечера (см. «Литературную жизнь» на стр. 3). Другие культуртрегеры придумывают новые – специально летние – формы проведения литературных вечеров. К примеру, приглашают поэтов гулять по Твери или читать стихи в заброшенных уголках Нескучного сада (опять же см. стр. 3).
И все же в дни, когда жаркое солнце, как кухонные плиты, разогревает городские тротуары, когда близится макушка лета, писатели, поэты и просто филологи стремятся оставить литературные столицы. Потому что летнее время своими стрелками указывает на южные города. Пройдешься по Тверскому, подмигнешь «солнцу русской поэзии», а завтра уже в поезде, спешишь передать привет одесскому Пушкину, созданному, кстати, примерно в то же время, что и шедевр Опекушина и установленному в начале Приморского бульвара. Все помнят, что классик провел в Одессе месяцы южной ссылки, написал первые главы «Онегина», а позднее и «Одесскую главу». Однако, отправляясь в славнейший город – город Иосифа де Рибаса и Дюка де Ришелье, город торговцев и менял, ремесленников и артистов, налетчиков и синагог, крови, войны и юмора, никто не обойдет тему одесского еврейства. Да и как обойти, если в первый век существования, да и позже, Одесса прославилась еврейской вольницей. Безусловно, славой Одесса обязана не только им. За век бытования в открытой всем ветрам гавани приготовилась наваристая уха из культурнейших рас, среди коих русские, украинцы, французы, греки, итальянцы и другие. Но еврейская Одесса, а точнее, литературная еврейская Одесса – тема особая, пронизанная массой взаимосвязей с русской культурой.
Не будем здесь вспоминать о романе Ильфа (Иехиля Файнзильберга) и Петрова (Евгения Катаева): памятник двенадцатому стулу, изрядно протертый, гордо стоит на Дерибасовской, есть и доска на доме, где небезызвестный Остап-Сулейман-Берта-Мария-Бендер-Бей работал управдомом. Проскользнем мимо повести Валентина Катаева «Белеет парус одинокий» (памятник Петьке и Гаврику обнаруживаем на площади Веры Холодной), а также его великолепного, вызвавшего множество споров романа «Алмазный мой венец», в котором под псевдонимами – командор, ключик, щелкунчик, королевич, мулат спрятана яркая когорта Серебряного века. Не распространимся даже об Исааке Бабеле (его немного смешной облик видим на углу Ришельевской и Жуковского) и страстном Эдуарде Багрицком (Дзюбине), философе Юрии Олеше, Семене Кирсанове, Семене Липкине и ныне здравствующем Михаиле Жванецком. И вот почему. В прошлые выходные в Одессе в рамках фестиваля медленного чтения «Одесса: город и текст» был поднят пласт совсем иной литературы. Не русской, созданной евреями, а литературы на русском, иврите и идише, созданной в Одессе и про Одессу. Про артистизм и шарлатанство, про неподражаемый жаргон и знаменитую топографию (Пересыпь, Молдаванка, Малая Арнаутская, Госпитальная), про восстание на броненосце «Потемкин», эпидемию чумы в начале XIX века и еврейские погромы.
«Современный читатель не видит слов, потому что не смотрит на них: мудрая и прекрасная плоть слова ему не нужна, – он на бегу мельком улавливает тени слов и безотчетно сливает их в некий воздушный смысл, столь же бесплотный как слагающие его тени. Поэтому в старину люди читали сравнительно медленно и созерцательно, как пешеход, который на ходу видит все в подробности, и наслаждается видимым, и познает новое, а нынешнее чтение подобно быстрой езде на велосипеде, где придорожные картины мелькают мимо, сливаясь и пропадая пестрой безразличной вереницей. Ища прежде всего быстроты, мы разучились ходить пешком, почти все читают велосипедно, по 30 и 40 верст, то есть хотел сказать – страниц в час. Спрашивается, что они видели в этих быстро-промелькнувших страницах, могли ли что-нибудь заметить и разглядеть?» Это и есть манифест фестиваля, взятый из статей историка и философа Михаила Гершензона, в соответствии с которым важным элементом программы стали литературные прогулки – слияние города и текста.
«Одесские рассказы» сошлись с улицами, где орудовал налетчик Беня Крик; в Литературном музее, где собиралось Литературно-артистическое общество, звучала поэзия Хаима Бялика и Шаула Черниховского; Дерибасовская и арки крепости в парке имени Шевченко служили сценами эпизодов из романа «Пятеро» Владимира (Зеева) Жаботинского, а здание тюрьмы соединилось с его «Повестью моих дней», а потом, ближе к финалу, в тумане моря на Ланжероне гордо и одиноко маячил белый парус…
Совершенно по-другому было в этот же уик-энд в подмосковном Солнечногорске, на озере Сенеж. Роднила эти два мероприятия исключительно близость большой воды, столь желанной в летнее время. Здесь проходил фестиваль фантастики «Серебряная стрела». Причем он, словно специально, был ориентирован на самую молодую читательскую аудиторию. Как раз ту, что привыкла «читать велосипедно». А еще планшетно и айфонно. На фестивале обсуждали вопросы взаимодействия популярной литературы и мультимедийной среды. А это по большому счету – вопрос выживания пишущего человека в современном мире.
Сергей Чекмаев провел двухступенчатый практикум-семинар «Писатель в игровой индустрии: как правильно писать для игр». Молодые писатели говорили о том, как придумывать миры для игр - компьютерных и настольных. Большой интерес вызвал импровизированный круглый стол, посвященный защите авторских прав на литературные произведения в Интернете. Своим опытом поделились специалист по созданию музыкального контента в Сети Валерий Мифодовский и издатель Олег Колесников. Да и вообще, участники фестиваля очень живо обменивались опытом продвижения своих произведений в Сети.
Игровой элемент подчеркнул конкурс буктрейлеров – коротких роликов, рекламирующих книги в Интернете. По версии организаторов, лучший книжный клип прислал Сергей Полосков: ролик рекламирует книгу Алексея Бобла «Мемория. Корпорация лжи». А в зрительском голосовании первое место эта подчеркнуто профессиональная работа разделила с остроумным любительским буктрейлером, сделанным Василисой Ситниковой и Екатериной Луконенко к… сказке Шарля Перро «Золушка».
Конечно, вручались призы. «Серебряную стрелу» отличает несколько киношная, можно сказать, оскаровская номинационная сетка. Так, за лучший дебют был награжден Максим Дубровин с книгой «Сыщики. Король воров». В номинации «Лучший главный герой» Сергей Игнатьев забрал приз, заслуженный персонажем его романа «Ловец тумана» Северином Демиховым. За лучший мужской образ был награжден Чезаре из романа Юлия Остапенко «Тираны. Борджиа». А за лучший женский – Жанна опять же из романа Сергея Игнатьева «Ловец тумана». Лучшим фантастическим миром была признана литературная разработка Александра Шакилова, сделанная в романе «Пока драконы спят». Лучшим соавторством назвали роман Алексея Гравицкого и Михаила Костина «Живое и мертвое. Третья сила». А вот «Апокалипсисом века» была признана катастрофа из романа Марины и Сергея Дяченко «Армагед-дом». Из паралитературных наград стоит назвать приз «За развитие фантастики в смежных медиа», полученный составителями антологии «Бестиариум. Дизельные мифы», а также Премию Международного центра фантастики за «развитие фантастики в кросс-медийном контексте», которой был удостоен проект DiezelPunk, созданный по мотивам произведений Филипа Говарда Лавкравта.
 А еще были лук и стрелы. И все желающие стреляли по картонным мишеням. Но кто тут победил – было не важно….  
Важно то, что летняя литературная жизнь, на море или на озере, возникает и длится в самых интересных и противоположных формах.  Одни поддерживают книжную традицию в форме медленного чтения, а другие развивают новацию, соединяя литературу с игрой.

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
1363
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
681
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
3613
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
2820

Другие новости