0
1657
Газета НГ-Телеком Печатная версия

11.10.2005

Загадки отечественного рынка ноутбуков

Тэги: ноутбук, россия, спрос


ноутбук, россия, спрос В России рост спроса на 'тонкие и легкие' и 'ультрапортативные' ноутбуки – только набирает обороты.
Фото предоставлено пресс-службой компании Intel

Случайно подслушанный разговор. Женщина обращается к своей подруге: «У тебя никто из знакомых не продает б/у ноутбук?» – «Я как раз свой продаю! – явно обрадовалась подруга. – Вполне работоспособный. Но аккумуляторы надо менять, работает только от сети». – «Это ничего, мне он и нужен в качестве пишущей машинки┘»

Видно, есть что-то в этом замечательном электронном устройстве – ноутбуке – помимо главной, на взгляд маркетологов, функции – обеспечения мобильности вычислений, что порождает до сих пор еще не объяснимый феномен взрывного потребительского спроса на них. Это – мировая тенденция. Впрочем, без особого «российского пути» и здесь не обошлось, конечно.

«В Европе и США мобильные ПК потеснили традиционные компьютеры, – дал по нашей просьбе свою экспертную оценку руководитель направления мобильных решений компании К-Системс Касумов Вагиф. – Специалисты отмечают более динамичный рост рынка ноутбуков по сравнению с обычными ПК. В развитых странах доля ноутбуков в 2005–2008 гг. достигнет 30%, а в развивающихся – 20%. В России темпы роста рынка ноутбуков огромные (в 2004 году – в 2 раза), но уровня Запада по насыщению ноутбуками мы еще не достигли».

Прогноз Вагифа Касумова таков: к концу 2005 г. ноутбуки займут лишь 15–18% отечественного рынка персональных вычислительных устройств. (В 2004 г. – 10–12%). Несмотря на радужные прогнозы аналитических агентств, реальный объем рынка-2005, по мнению Касумова, оценивает в 750 тыс. ноутбуков.

«Сегодня уже можно расставить определенные акценты, – считает Василий Дубинин, генеральный директор компании ЭКСИМЕР. – Очевидно, что темпы роста рынка ноутбуков несколько снизились. Происходит насыщение ноутбуками в основном бизнес-сегмента, а вот потребительским товаром они еще не стали. Домой или на рабочие места технического персонала большинство пока предпочитает покупать традиционный ПК. Отечественные марки ноутбуков (Rover и iRU) продолжают уступать международным брэндам. Особенно заметно усиливаются позиции Acer».

И это – еще одна особенность отечественного рынка мобильных ПК: доминирование западных брэндов. Вот и в официальном пресс-релизе торговой сети «Белый ветер – ЦИФРОВОЙ», посвященном итогам деятельности в первом полугодии 2005 г., отмечается, что «в 2005 г. наибольшим спросом у покупателей торговой сети пользовались ноутбуки ACER: в штучном и стоимостном выражении ноутбуки этой марки были безусловными лидерами по объемам продаж». Любопытно, что ноутбуки российскоих производителей iRu и Rover в штуках поделили второе и третье место по объемам продаж в «Белом ветре – ЦИФРОВОМ». Однако в стоимостном выражении они занимают всего лишь пятую-шестую позицию в списке самых предпочтительных в сети брэндов ноутбуков.

Комментируя эту тенденцию российского рынка ноутбуков, Вагиф Касумов акцентировал внимание на изменениях в расстановке сил среди основных игроков. Ведущие мировые брэнды (Toshiba, NEC, Acer, Asus) пытаются проникнуть в бюджетную нишу (цена – ниже 800 долларов за ноутбук), где ранее укоренились отечественные производители ноутбуков. «Россиянам» конкурировать сложно. У «иностранцев» более известные брэнды, больше возможностей для захвата рынка и проведения дорогостоящих маркетинговых акций», – заявил в беседе с корреспондентом «НГТ» Вагиф Касумов.

В подтверждение этих слов можно опять-таки привести данные торговой сети «Белый ветер – ЦИФРОВОЙ». В мае–июне 2005 г. доминировал спрос на ноутбуки низкой ценовой категории (менее 1000 долларов за единицу товара). По сравнению с апрелем 2005 г. продажи в этом ценовом сегменте в мае выросли на 10% и составили 45% от общего объема продаж ноутбуков в месяце, а в июне – 38% соответственно. (Однако и спрос на ноутбуки в ценовом сегменте от 1500 до 2000 долларов тоже растет: 15% от всех проданных ноутбуков в июне находятся именно в этом ценовом сегменте.)

Впрочем, и российские производители, судя по всему, не собираются никому сдавать свои ниши на рынке. Каких усилий им это стоит – вопрос особый.

Например, объемы продаж ноутбуков IRBIS производства компании К-Системс в первом полугодии 2005 г. выросли на 38% по сравнению с тем же периодом 2004 г. (данные К-Системс). По словам Вагифа Касумова, «компания выгодно отличается от конкурентов большей гибкостью в формировании модельного ряда. Возможно мелкосерийное производство ноутбуков различных конфигураций под заказ».

Всего же, по данным агентства Cifrovik, на российском рынке заявлены около 30 торговых марок ноутбуков. Однако, зачастую, анонсирование ноутбука под собственной торговой маркой – неплохой PR-ход для торговых компаний, или, так сказать, задел на будущее. Большинство торговых марок вы вряд ли встретите в компьютерном магазине, если это, конечно, не интернет-магазин. Но стоит сдвинуться от центра в регионы – и рынок вас удивит. К таким локальным торговым маркам можно отнести ноутбуки марок Sitronics (Северо-Запад), ZSNS (Сибирь), Информатика (Чувашия), ICL-КПО ВС (Татарстан), RAYbook (Казань) и др., деятельность которых направлена в первую очередь на удовлетворение местного спроса.

Другие же, такие как Geronimo, DESTEN, KLONDIKE и BLISS, – продаются, в основном, через интернет. Ноутбуки Favourite, традиционно ориентированные на корпоративных клиентов и не поступавшие до последнего времени в розничную сеть. Универсальными же и по распространению и по аудитории до послденего времени можно было назвать три торговые марки: RoverBook (в большей степени), MaxSelect и iRU. Однако в минувшем сентябре было объявлено о том, что производство в России ноутбуков под брэндом iRU прекращается. (Подробнее об этом событии - на стр. 16 этого выпуска «НГТ».)


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Как избежать новой Цусимы

Как избежать новой Цусимы

Владимир Дудко

Прежде чем строить флот, следует научиться им управлять

0
4960
Министерство обороны РФ форсирует переход на «цифру»

Министерство обороны РФ форсирует переход на «цифру»

Военное ведомство планирует повысить степень своей осведомленности и управляемости

0
649
В атмосфере доверия и взаимопонимания

В атмосфере доверия и взаимопонимания

Владимир Винокуров

Сотрудничество между Россией и Сербией в военно-политической области развивается по восходящей

0
502
«Большая игра»  в новом веке

«Большая игра» в новом веке

Леонид Медведко

Холодная война против России переросла в новую фазу – гибридную

0
1921

Другие новости

Загрузка...
24smi.org