0
580
Газета Телевидение Печатная версия

15.06.2012

Прошлое сгорело

Дарья Борисова
Обозреватель "Независимой газеты"

Об авторе: Дарья Борисова, Сочи-Москва

Тэги: кинотавр, фестиваль, сочи

Пять главных фильмов "Кинотавра", обязательных к просмотру:
1. "Жить" Василия Сигарева (экзистенциальная драма)
2. "Пока ночь не разлучит" Бориса Хлебникова (комедия нравов)
3. "Рассказы" Михаила Сегала (сборник трагикомических новелл о людях разных возрастов и сословий)
4. "Искупление" Александра Прошкина (экранизация одноименной повести Фридриха Горенштейна)
5. "Дочь" Александра Касаткина и Наталии Назаровой (драма о первой любви и поиске веры)

кинотавр, фестиваль, сочи Во время фестиваля сгорела ненавистная дискотека "ПлотФорма".
Фото ИТАР-ТАСС

В мифах и легендах о «Кинотавре» «рудинштейновской» поры преобладают мотивы приключенческие, алкоголические. Даже эротические. Криминальные, наконец. Если верить ветеранам фестиваля, раньше сюда съезжалась и вся богемная тусовка, и братва – и гудел этот безумный приморский карнавал от зари до зари на протяжении недели, а то и больше. В середине нулевых к руководству «Кинотавром» пришел Александр Роднянский (поначалу на пару с Игорем Толстуновым, теперь – с Федором Бондарчуком), имидж фестиваля существенно изменился – стал строже, деловитее.

«Кинотавр» – живой организм и потому не может не меняться вместе со средой. Актеры не сидят уже тут неделями. Прилетят на два-три дня, представят картину и улетают – все заняты в сериалах, фильмах и спектаклях. За два с лишним десятилетия существования «Кинотавра» выросло поколение артистов, не мыслящих жизни без агентов и райдеров. Канула в Лету эпоха демократичного фестивального равенства, когда сложившийся на неделю микромир не был столь явно расчерчен на зоны VIP и неVIP. Это не хорошо и не плохо – это отражает сегодняшнюю жизнь. Как бы мы ни иронизировали по поводу убогости нашей киноиндустрии, но она все-таки стала индустрией, и в ней, естественно, образовались касты, кланы, все разошлись по своим углам, и все труднее «Кинотавру» удерживать беспристрастное равновесие между разными группами гостей. Если проводишь все дни в кинозале и на пресс-конференциях, можешь, например, и не подозревать, что тут же, на фестивале, находится режиссер Икс или актриса Игрек. Тащишься в полночь домой, а мимо тебя в направлении прибрежных клубов спешат выспавшиеся, нарядные «медийные» персоны. У вас совершенно разные коридоры, маршруты и, главное, задачи на этом фестивале, и то, что вы на секунду пересеклись, – чистая случайность.

Кино в этом году на «Кинотавре» не радовало, скажем честно. И потому, вероятно, резче проступили впечатления от других компонентов фестиваля. В Сочи важны дискуссии творцов с журналистами, критиками и киноведами. Цех пишущих о кино давно уже не в лучшей форме, но это тема отдельного рассказа. Тут поразила какая-то взаимная глухота и временами даже агрессия. Никто никого не хочет слушать и слышать. Искусство полемики утрачено даже в критической среде, а общий уровень культуры общения упал ниже плинтуса. Журналисты позволяют себе задавать некорректные вопросы, обращаются к авторам через губу и даже поучают их с интонациями воспитателей детского сада. Те, в свою очередь, оскорбляются невниманием к своим пусть даже и скромным, но давшимся нелегко опусам, заводятся, вступают в перепалку – и пошло-поехало. Бывали и ровные разговоры, внешне приличные, но до того скучные, что становилось ясно: журналисты «для галочки» сюда пришли, авторы с ними общаются потому, что таковы правила игры, а в настоящий разговор обеим сторонам вступать как бы и неохота – никто никому ничего не докажет, только нервы будут подпорчены. На очередном заседании секции молодых критиков, где обсуждали фильм Авдотьи Смирновой «Кококо», дискутанты так увлеклись собственными трактовками картины, что режиссер в какой-то момент высказалась в том духе, что, мол, может, я пойду, раз вы тут сами так хорошо с моим фильмом управляетесь?.. И, по сути, была права, только вот опять же по форме это вышло не слишком вежливо. Хотите представить себе дух нынешних кинотаврских встреч творцов и прессы? Тогда вспомните «Закрытый показ» на Первом канале. Там тоже есть два «окопа» друг напротив друга, из которых то и дело раздаются пулеметные очереди. Есть и бледные авторы, которые сжимают зубы и стараются (или не стараются) выслушать все мнения спокойно.

Моментами кажется, что бацилла недоброжелательства проникает в плоть фестиваля буквально из окружающей среды. Хамство просто растворено в воздухе будущей олимпийской столицы. К музыке ночных дискотек – этому неизбывному курортному злу – добавился шум тотальной стройки, работа на которой идет 24 часа. Довелось услышать, что срочно понатыканные по берегу высотки уже фатально изменили розу ветров, а уж скольких граждан довел до нервного срыва скрежет кранов и децибелы танцевальной музыки… В середине фестиваля загорелась самая громкая и ненавистная всем обитателям окрестностей дискотека «ПлотФорма» – так надо было видеть, какое мстительное удовлетворение проступило на лицах людей! Слава богу, обошлось без жертв, сгорели лишь шатры и продовольствие, заготовленное для банкета очередной кинокомпании – участницы сочинского кинорынка. Но пожар был масштабным и зрелищным, сотни сочинцев и отдыхающих высыпали на набережную и завороженно рассматривали пламя и клубы дыма на фоне черного ночного неба. «Подожгли!» – шептали в толпе, и почему-то этот страшный вариант не казался неправдоподобным. Ведь нервы у людей не железные, могли и сдать. Кажется, чем ближе к Олимпиаде, тем нервознее обстановка в Сочи, и собранию без того нервных творческих работников такой фон, увы, не на пользу. Интересно, выдержит ли дальше «Кинотавр» в условиях олимпийской лихорадки, не полыхнет ли терпение у кого-нибудь из важных гостей или руководителей фестиваля? Ведь свет на Сочи клином не сошелся.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Лукашенко снова попытается уговорить Россию

Лукашенко снова попытается уговорить Россию

Антон Ходасевич

Президенты двух стран встречаются в Сочи

0
1977
Новый фестиваль в Казахстане и новый фильм Сергея Бодрова

Новый фестиваль в Казахстане и новый фильм Сергея Бодрова

Ольга Галицкая

Режиссер рассказал подробности съемок байопика о Михаиле Калашникове

0
793
Спиричуэл и клезмер в уральской столице

Спиричуэл и клезмер в уральской столице

Георгий Ковалевский

О екатеринбургских “Безумных днях”

0
644
"Невеселые" симфонии Шостаковича и скрипичные хиты

"Невеселые" симфонии Шостаковича и скрипичные хиты

Надежда Травина

В Москве проходит X Большой фестиваль Российского Национального Оркестра

0
703

Другие новости

Загрузка...
24smi.org