0
8281
Газета Телевидение Интернет-версия

03.11.2017 00:01:00

На "России" – серый кардинал революции Парвус, на Первом – рок-звезда революции Троцкий

Тэги: русская революция, юбилей, телесериалы, троцкий, парвус


русская революция, юбилей, телесериалы, троцкий, парвус На пути к успеху Троцкий (Константин Хабенский) жертвует друзьями, союзниками, детьми, моралью. Кадр из сериала «Троцкий»

Приближается дата 100-летия русской революции. Или переворота. Или катастрофы – как на чей взгляд. Главные телеканалы, понятно, не могли пройти мимо этой цифры и приготовили по «датскому» сериалу. Первым 5 ноября стартует со своим продуктом – восьмисерийным «Демоном революции» – канал «Россия 1»,  за ним 6 ноября вступает Первый канал – с тоже восьмисерийным «Троцким». 

Вообще-то  демоном, архитектором, иконой и пророком революции обычно называют Льва Троцкого. В данном случае под демоном революции подразумевается марксист и социал-демократ Александр Парвус, мало кому из потомков известный – в отличие от Троцкого (с которым они, кстати, долгое время шли по жизни рядом). Режиссер сериала Владимир Хотиненко добавил и еще краску на пресс-конференции, назвав Парвуса серым кардиналом революции.  

Фигура эта и впрямь прелюбопытна – одна история с Горьким чего стоит. Когда Парвус был литературным агентом Горького, пьеса «На дне» его стараниями была поставлена в Германии и имела исключительный успех. Часть суммы, полученной от постановок, составлял агентский гонорар самого Парвуса, другую он должен был передать автору, третью – в партийную кассу РСДРП. Однако, по утверждению писателя, никто, кроме Парвуса, своих денег не получил. По жалобе  Горького дело  рассмотрел третейский суд в составе Бебеля, Каутского и Цеткин, вследствие чего Парвус был морально осужден и исключен из партии. 

Эмигрировавшего из России, его несколько раз высылали и из Германии. Ленин часто бывал у него в Мюнхене, благодаря ему познакомился со многими видными революционерами (в том числе с Розой Люксембург), именно в мюнхенской квартире Парвуса  печатался тираж  газеты «Искра». Это позже Ленин счел, что Парвус компрометирует его, – известная  фраза «Революцию нужно делать чистыми руками» адресована Парвусу. Кто бы говорил…   

В редакции «Искры»  состоялось и знакомство Парвуса с Троцким, которого он  увлек своей теорией «перманентной революции».  В октябре 1905-го оба одновременно вернулись  в Россию, Парвус по подложному паспорту, оба приняли непосредственное участие в создании Петербургского совета рабочих депутатов и вошли в его Исполком. Вместе они арендовали «газету-копейку» («Русскую газету»),  та с новыми редакторами быстро приобрела популярность: тираж ее в считанные дни поднялся с 30 до 100 тыс., а через месяц достиг 500 тыс. экземпляров. После Декабрьского вооруженного восстания  обоих судили; в отличие от Троцкого, приговоренного к пожизненному поселению в Сибири с лишением всех гражданских прав, Парвус получил лишь 3 года ссылки в Туруханский край; и один, и другой по пути в ссылку бежали. Потом Парвус увлекся революционными событиями на Балканах  и даже поселился в Константинополе, затем стал официальным представителем ряда немецких компаний и вроде бы свои первые миллионы заработал на поставках в Турцию оружия во время Балканских войн 1912–1913 годов... А некоторые историки утверждают, что еще в Турции Парвус стал германским агентом. Весь этот культпросвет к тому, что действие сериала разворачивается позднее, в 1915–1917 годах, в центре сюжета – вопрос финансирования Германией русской революции, и без предыстории  герой, действительно, получается эдаким демоном-демоном. 

В   марте 1915 года, и это исторический факт, Парвус направил немецкому правительству подробный план организации революции в России, известный под названием «Меморандум доктора Гельфанда» (настоящая фамилия доктора философии Парвуса). В нем  предлагалось подрывать мосты, поджигать нефтяные скважины, а для того чтобы это происходило повсеместно, не только снабжать народ взрывчаткой, но и создать четкую и популярную инструкцию, в которой будет объяснено, каким способом нужно подрывать крупные здания. Ключевую роль в своем плане Парвус отводил большевикам. 

В сериале немецкое правительство выделяет  Парвусу деньги для организации революции в Российской империи, он  также организует возвращение в Россию лидера большевиков Владимира Ленина (который в тот момент находился в соседней Швейцарии, но встречаться категорически отказался. Как отреагировал на это  Парвус и почему открыл шампанское в день смерти Ленина – увидим в сериале).  

Роль Парвуса исполнил Федор Бондарчук, в роли Ленина снялся Евгений Миронов. Особого грима нет ни у того, ни у другого, что, конечно,  не помогает восприятию (очень уж «замыленные» лица у этих актеров). Противостоящего Парвусу агента  императорской контрразведки сыграл Максим Матвеев, в фильме также снимались Виктория Исакова (Инесса Арманд), Дарья Екамасова (Надежда Крупская), Александр Балуев (начальник контрразведки); Троцкого, судя по заявленным персонажам, в фильме нет. 

А вот  в сериале Первого канала «Троцкий» (режиссер Александр Котт) Парвус присутствует, здесь его сыграл  Михаил Пореченков (а Ленина –  Евгений Стычкин). Одну из главных ролей, канадского публициста Фрэнка Джексона, сыграл ухитрившийся сняться в обоих сериалах Максим Матвеев. Фильм начинается с того, что  Троцкий (Константин Хабенский), проживающий в изгнании после неудачного покушения на его жизнь, решает оставить политическое завещание в форме интервью. Собственно, весь сериал и построен на этих беседах с Джексоном и камбэках – воспоминаниях Троцкого. Как сказал сценарист сериала Олег Маловичко: «Мы не ставили себе целью выставить политическую борьбу главной темой нашего фильма. Мы изначально определили жанр фильма как исповедь, и главным источником информации для нас были мемуары, в частности книга Троцкого «Моя жизнь». 

 Весьма ярко высказался о сериале Константин Эрнст: «Лев Троцкий был реальным продюсером Октябрьской революции. Мы делали сериал не только о политике, но и о поп-звезде. Бронепоезд, кожаный плащ, летные очки и мотоциклы… Только электрогитары не хватает! В отличие от Ленина Троцкий выглядит настоящим героем рок-н-ролла. И вся его жизнь – тюрьма, революция, должность военного министра, изгнание, любовь Фриды Кало и убийство – это истинная драма. Когда ты спишь с Фридой Кало, а Сталин посылает Давида Альфаро Сикейроса убить тебя – вот это и называется по-настоящему интересной жизнью».  Вторят ему сценарист Олег Маловичко: «Мы задумали образ Троцкого как рок-звезды. Он умел владеть толпой, совсем как зрителями во время концерта. Мог переагитировать полк дезертиров, убедить в своей правде и заставить пойти за собой кого угодно. Он и выглядел как звезда – весь затянут в черную кожу с мелкими вкраплениями красного. Его всюду сопровождала «кожаная сотня» – латышские стрелки гренадерского роста и тоже все в коже с головы до ног», и продюсер Александр Цекало: «Он был оратор фантастический! Троцкий не просто разговаривал с народом: он занимался с толпой вербальным сексом. Рок-звезда и по форме своей, и по сути Троцкий действительно был иконой революции. Его боялась и уважала армия, которую он, собственно, и создал.   Он ездил на своем бронепоезде и возбуждал, эрегировал страну – на войну, на победу. Это Троцкий уговорил Ленина вернуть в армию царских офицеров. У него есть две безусловные заслуги – создание Красной армии и организация отправки «философского» парохода в 1922 году. Именно Троцкий убедил Ленина заменить расстрел   представителей российской элиты на изгнание». Увы, не всех – на «философском» пароходе спаслись всего 255 человек…

 Любопытно, расскажут ли в сериале, почему герой взял себе именно такой псевдоним (Николаем Троцким звали надзирателя одесской тюрьмы, где Лев Бронштейн отбывал свой первый срок)? Судя по тому, что в перечислении ролей значится Сергей Гармаш (тюремный надзиратель) – расскажут.

Исполнитель главной роли Константин Хабенский: «Меня в Троцком-человеке ничто не привлекает. Но он – крупная фигура ушедшего века». Да уж, практик марксизма и творец революции со всеми вытекающими…  

Итак, продюсер Роднянский против продюсера Цекало, режиссер Хотиненко против режиссера Котта, Федор Бондарчук против Константина Хабенского. Достойные соперники, кто перетянет канат зрительского интереса – можно только догадываться.   


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
586
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
353
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
2360
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
1844

Другие новости