0
1480
Газета Я так вижу Печатная версия

12.07.2018 00:01:00

Сколько абитуриентов из-за рубежа нужно России

Увеличить число иностранных студентов можно уже сегодня

Гульнара Краснова

Об авторе: Гульнара Амангельдиновна Краснова – доктор философских наук, профессор, главный научный сотрудник Российской академии народного хозяйства и государственной службы.

Тэги: образование, экспорт, майский указ, иностранные студенты, исследования


образование, экспорт, майский указ, иностранные студенты, исследования Фото pixabay.com

Приоритет на развитие экспорта российского образования в майском указе президента РФ Владимира Путина «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» обсуждается не так широко, как задачи, которые обозначены в сфере экономики, здравоохранения и т.д. Вместе с тем включение этой задачи – знаковый момент для российского образования. Этот документ подтверждает курс, обозначенный впервые в прошлом году на заседании президиума Совета при президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам 30 мая 2017 года. Тогда впервые был рассмотрен приоритетный проект «Развитие экспортного потенциала российской системы образования». Образование вошло в число экспортно ориентированных отраслей экономики.

В рамках приоритетного проекта была поставлена задача увеличить количество иностранных учащихся, обучающихся по очной форме в российских вузах и учреждениях среднего профессионального образования (СПО) в три раза – с 220 тыс. человек в 2017 году до 710 тыс. в 2025-м. В майском указе президента России 2018 г. речь идет об увеличении к 2024 году. не менее чем в два раза количества иностранных граждан, обучающихся в образовательных организациях высшего образования и научных организациях.

Включение в майский указ задач по увеличению числа иностранных студентов в российских вузах крайне своевременно. О барьерах по экспорту образования хорошо известно: наше миграционное, визовое и трудовое законодательство, в целом низкие показатели российских вузов в мировых рейтингах, отсутствие или несовершенство материальной и нематериальной инфраструктуры экспорта образования, продление и эскалация санкций в отношении России с негативными последствиями для ее имиджа за рубежом и привлекательности как провайдера образовательных услуг...

Понятно, что эти проблемы отдельный российский вуз не решит. Но что тогда в компетенции вуза? Что можно сделать на институциональном уровне для увеличения числа иностранных студентов уже сейчас?

По мнению экспертов, набор 92% иностранных студентов, как правило, проводится через веб-сайт высшего учебного заведения. Опрос, проведенный группой европейских социологов, показал, что один из пяти респондентов вычеркнул из своего списка учебных заведений те вузы, чьи веб-сайты им не понравились. Мало того, 90–93% потенциальных студентов в странах Азии рассматривают свой будущий вуз в первую очередь через его официальный сайт.

В исследовании How Do Millennials Research University: The Online Journey for Prospective Undergraduate Students in the UK, подготовленном компанией QS, отмечается, что девять из десяти респондентов называли вузовский сайт «существенным» или «очень важным» ресурсом в процессе принятия решений, и лишь около 20% респондентов отметили сетевые массмедиа. В докладе QS также отмечается, что иностранные студенты имели сложности в поиске ключевой информации на веб-сайтах университетов: около 56% респондентов указали на сложности в поиске информации о стоимости обучения; 39% – о процессе подачи заявок и сдаче вступительных экзаменов; более трети – о подробной информации насчет содержания курса; 21% – с поиском информации о визах; чуть менее 10% – испытывали трудности с поиском местонахождения вуза.

Для сравнения. Авторы доклада Российского совета по международным делам (РСМД) «Электронная интернационализация: англоязычные интернет-ресурсы российских университетов (2017–2018 гг.)» по результатам исследования пришли к выводу, что «у большинства университетов – участников проекта «Экспорт образования» англоязычные сайты либо отсутствуют, либо заполнены в минимальном объеме». В реальности только 64% российских вузов имеют англоязычные страницы в социальных сетях, и из них только 7,7% российских университетов ежедневно обновляют информацию в своих аккаунтах.

В конце концов, размещение информации на сайте вуза – вопрос серьезный и регламентируется постановлением правительства РФ от 10.06.2013 № 582 «Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет».

На самом деле проблема гораздо глубже. Для большинства российских вузов международная деятельность – это сравнительно новый вид деятельности. Опыт привлечения иностранных студентов на обучение к моменту распада СССР фактически отсутствовал во всех вузах России, а опыт обучения и взаимодействия с иностранными студентами был в небольшом числе вузов. К моменту распада СССР контингент иностранных студентов насчитывал около 120 тыс. человек из стран социалистического лагеря и большинства развивающихся государств.

Принципиальные изменения в функциях международной службы в российских вузах произошли с введением показателей по доле иностранных студентов в ежегодном мониторинге вузов. Абсолютно справедливо исследователь Ирина Медынская из Санкт-Петербургского государственного экономического университета отмечает: «Структурно-функциональная несбалансированность организаций высшего профессионального образования, участвующих в оказании образовательных услуг для иностранных граждан, проявляется в противоречии между состоянием их управления, поставленными задачами роста результатов деятельности и рыночной средой. Основные недостатки и проблемные аспекты управления их взаимодействием связаны с попытками ставить и решать принципиально новые для них задачи, используя старые принципы и методы управления».

В заключение хотелось бы акцентировать внимание российских вузов на том, что увеличивать число иностранных студентов все-таки придется, как минимум в два раза. С увеличением числа иностранных студентов необходимо реформировать международные службы вузов и увеличивать число их сотрудников, повышать их квалификацию, принимать институциональные стратегии экспорта образования, в которых будет зафиксировано последовательное увеличение числа иностранцев на ближайшие годы. И все это и многое другое нужно начинать делать уже сейчас.



Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.

Читайте также


Учиться очно можно не выходя из дома

Учиться очно можно не выходя из дома

Яна Рождественская

Распространяется новый тип онлайн-обучения – с полным взаимодействием студента и преподавателя

0
898
Новый эксперимент: аккаунты дополнят ЕГЭ

Новый эксперимент: аккаунты дополнят ЕГЭ

Елена Герасимова

Будут ли в будущем поступать в вуз по профилю в социальных сетях

0
1126
Ливийцы передрались из-за нефти

Ливийцы передрались из-за нефти

Равиль Мустафин

Почему Трамп пригрозил Хафтару крупными неприятностями

0
985
Коммерческий успех инноваций снижается

Коммерческий успех инноваций снижается

Анатолий Комраков

Венчурный бизнес дает только одну сотую долю процента ВВП

0
1329

Другие новости

Загрузка...
24smi.org