0
942
Газета В мире Интернет-версия

16.06.2001 00:00:00

Настанет ли в Любляне "момент истины"?

Тэги: сша, россия, буш, путин, встреча


сша, россия, буш, путин, встреча

СЕГОДНЯ в столице Словении сойдутся пути российского и американского президентов. С учетом происшедшего после воцарения Джорджа Буша в Белом доме охлаждения российско-американских отношений и концептуальных расхождений между Вашингтоном и Москвой по ряду проблем глобального и европейского устройства в ХХI веке саммиту в Любляне повсюду придается важное значение как крупнейшему международному событию.

Собственно говоря, почти все предварительное путешествие президента США по Европе, на четвертом этапе которого вчера была Варшава, выглядело как подготовка к диалогу с Владимиром Путиным. Начиная с интервью накануне перелета через Атлантику, а затем практически повсюду перед европейской аудиторией, Джордж Буш обращался в своих речах и заявлениях к теме российско-американских отношений. Многие пассажи его выступлений были фактически обращены не столько к непосредственным слушателям в Мадриде, Брюсселе, Гетеборге или Варшаве, сколько "к ушам" в Кремле. В Брюсселе он пытался выстроить во фрунт своих "разболтавшихся" союзников по НАТО, чтобы явиться в Любляну в доспехах бесспорного лидера и выразителя единого взгляда Запада на вызовы времени и его единой стратегии в вопросах построения надежного глобального мира.

Но российско-американские переговоры в верхах - это не привычная сцена альянса, где США сохраняют командные высоты. Такой саммит всегда предполагает равенство сторон, серьезное отношение не только к собственным, но и аргументам партнера. Занятие накануне переговоров заведомо жестких непреклонных позиций, как это продемонстрировал в последние дни Буш по проблемам безопасности и стратегической стабильности, нередко случается в дипломатии. Но их навязывание как единственной альтернативы бесперспективно в общении с такой державой, как Россия. В этом смысле Любляна неизбежно станет своеобразной школой и экзаменом прежде всего для Буша, пока не достаточно "обкатанного" в большой мировой политике. А впрочем, в некоторой степени и для Путина, перед которым встает непростая задача налаживания необходимого со всех точек зрения общения и нахождения взаимоприемлемых решений с новым американским лидером, умеющим быть, как утверждают, довольно обаятельным в личном разговоре, но крайне жестким и упрямым, если он вбил себе что-то в голову - например идею НПРО. К слову, во внешнеполитическом ведомстве России убеждены, что реализация американских планов может разрушить всю структуру разоруженческих соглашений, нанести серьезный удар по режимам нераспространения. При этом в здании на Смоленской убеждены, что ответы на существующие и потенциальные угрозы можно найти, отталкиваясь от имеющейся договорно-правовой базы в сферах разоружения и нераспространения.

Надо полагать, что по ряду тревожащих мир проблем собеседники в Любляне без особого труда найдут точки соприкосновения и даже согласия. Прежде всего это относится к ситуации на Ближнем Востоке и палестино-израильскому конфликту. Россия, как известно, поддерживает американский "план Митчелла" по его урегулированию. Налицо общие интересы у России и США в борьбе против чумы международного терроризма. Думается, что решения Шанхайского форума по этому вопросу, состоявшегося с участием российского президента, могут послужить хорошим подспорьем при обсуждении этой предполагаемой темы в Любляне. Расходясь в методологии, Москва и Вашингтон выступают за урегулирование взрывоопасного развития в Македонии и стабилизацию обстановки на Балканах в целом. Россия выступает за тесную координацию шагов по противодействию таким глобальным вызовам, как международный терроризм, организованная преступность, нелегальное распространение наркотиков. Наконец, обе державы кровно заинтересованы в предотвращении расползания по планете оружия массового уничтожения. По-видимому, обоим лидерам и не придется особенно углубляться в такие темы. В целом, как заявили в МИД РФ, российская сторона настроена на углубление взаимодействия по тем направлениям, где позиции Москвы и Вашингтона близки или совпадают, и их сближение, где они расходятся.

Но в связи с саммитом в Любляне весь мир обращает внимание главным образом на то, найдут ли президенты России и США какие-то обнадеживающие подвижки по проблемам стратегической стабильности, поистине судьбоносным для всего международного сообщества. Здесь, разумеется, трудно ждать чуда. Если не считать убежденности американской стороны в существовании новых угроз и готовности российской стороны изучить эту проблему (прежде чем делать из нее практические выводы), взгляды Кремля и Белого дома по коренным вопросам обеспечения стратегической стабильности, роли Договора 1972 года по ПРО, американской программы НПРО, а заодно планов дальнейшего расширения НАТО на момент предстоящего рукопожатия Буша и Путина в Любляне разнятся принципиально.

В этой связи на встрече в Любляне, очевидно, президентом РФ еще раз будет подтверждено видение российской стороной наиболее эффективных мер обеспечения международной безопасности. В Москве полагают, что необходимы дальнейшие глубокие сокращения СНВ до 1500 боезарядов у каждой из сторон к 2008 году, совершенствование режимов нераспространения с учетом имеющихся российских и американских предложений, включая предотвращение гонки вооружений в космосе, сотрудничество по вопросам разрешенной соглашениями нестратегической ПРО и, наконец, использование политико-дипломатических инструментов для снятия имеющихся и потенциальных разногласий.

Известно, что Буш и на этой встрече намерен настаивать на дальнейшей "непригодности" советско-американского Договора 1972 года, как "реликта" времен былой вражды и холодной войны между США и СССР; он будет рекламировать план НПРО, из названия которого, не меняя сути, изъята первая буква, подчеркивающая в глазах союзников эгоистичность американского подхода к обеспечению безопасности. При этом он надеется на силу аргументов, хотя внутренне, вероятно, не слишком уверен в ней, поскольку в Брюсселе просил партнеров по НАТО о помощи для "переубеждения" главы российского государства.

Но если говорить об исходных позициях в Любляне, то скорее российский президент направляется туда, имея сильные аргументы и уникальный международный "тыл". Как только что показал Шанхайский форум, его участники, и прежде всего Москва и Пекин, едины в необходимости сохранения Договора по ПРО как основы стратегической стабильности и в будущем. Общее мнение двух таких держав, как Россия и Китай, несомненно, относится к таким факторам мировой политики, не считаться с которым было бы заблуждением.

Налицо и такой феномен, как зримое несовпадение взглядов США и большинства их европейских союзников по проблемам НПРО, значения Договора 1972 года, необходимости сохранения системы контроля над вооружениями и процесса разоружения, поиска политических ответов на новые угрозы. Буш признал, что его идеи "нервируют" некоторых союзников. Пытаясь создать впечатление, что установки США все же возымели действие, сопровождающие президента американские дипломаты называют в качестве стран, якобы выражающих благосклонность к планам НПРО, Испанию, Италию, Польшу и Чехию. Однако на встрече с Бушем в Брюсселе никто из 18 остальных глав государств и правительств стран альянса не высказал открыто согласия и тем более поддержки политике Вашингтона в этих вопросах. Добавим, что в Гетеборге на саммите ЕС-США стороны разошлись по принципиальным вопросам экологии, признав, как, выразился премьер-министр Швеции Йоран Перссон, что "мы согласны в том, что не согласны. Иными словами, Джордж Буш не может демонстрировать в Любляне сколько-нибудь убедительную поддержку своих взглядов и подходов даже со стороны ближайших союзников и партнеров США, но в то же время нисколько не умаляет значения, веса и роли американской супердержавы.

Независимо от споров по коренным вопросам миропорядка, судьба которых отнюдь не предрешена упорством республиканской администрации насчет НПРО (вспомним хотя бы судьбу СОИ Рейгана), необходимости контактов, диалога, поиска совместных решений проблем современного мира и его будущего, развития двустороннего партнерства с Соединенными Штатами относятся к императивам реалистической политики, здравого смысла и прагматизма. Восстановление российско-американского диалога на высшем уровне теоретически открывает новые перспективы поиска взаимопонимания. Если судить по многочисленным "европейским" заявлениям Джорджа Буша, он понимает роль и значение России в мире, готов к конструктивному сотрудничеству с ней как в вопросах строительства безопасного мира, так и в экономической сфере, которому открыта и Россия. В этом смысле предстоящий сегодня разговор в Любляне может стать как бы моментом истины. Но об этом можно будет судить только к вечеру того же субботнего дня.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
1832
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
879
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
4423
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
3438

Другие новости