0
957
Газета В мире Интернет-версия

20.05.2003 00:00:00

Трагедия в трех буквах

Алексей Богатуров

Об авторе: Алексей Демосфенович Богатуров - директор Научно-образовательного форума по международным отношениям, доктор политических наук, профессор.

Тэги: оон, россия, значение, g8


Любопытно: среди всех международных успехов России на первом месте в президентском Послании было названо датированное июнем 2002 года приглашение России стать полноправным членом "восьмерки", а сама "группа восьми" была упомянута президентом дважды - столько же, сколько ООН. По-своему показательный сдвиг. Сугубо неформальный "клуб сильных", похоже, в президентских приоритетах фактически поставлен вровень с Организацией Объединенных Наций и даже несколько выше ее, если судить по очередности упоминаний.

Между тем очевидна бьющая в глаза разница в ролях и функциях, которые выполняют в международных отношениях оба эти давно конкурирующих между собой института, - хотя бы по одному параметру: в "восьмерке" де-факто тон задают США, а в ООН преимущества Вашингтона блокируются правом вето, которым обладают в Совете Безопасности помимо США четыре другие ведущие страны мира, включая Россию. Ясно, что президент исходит из реалистической оценки ситуации: "восьмерка" фактически сегодня влиятельнее ООН. Но легче на душе не становится: возможно, оттого, что в слабой диспозиции, в которой оказалась Россия, радоваться превосходству "американского брата" не хочется.

Зато хочется посетовать на упадок "конституционных начал" в мировой политике.

Их основой почти 60 лет были Устав ООН и международные институты, на нем возросшие. В 50-х годах к этим механизмам "пристроились" НАТО и ОВД (погибшая в 1991 году). С 70-х годов "конституционные" начала были дополнены практиками "группы семи", ставшей "группой восьми" в начале нового века. Завершившаяся война заставила на все смотреть иначе. Ситуацию начала 2000-х годов стало определять пренебрежение "конституционностью" со стороны сильнейшей державы мира. На фоне дрязг из-за подрядов на восстановление разрушенного в Ираке потерялось главное: ООН как главный, единственный законный и универсальный орган международного регулирования может скончаться, не пережив кризиса, в который его ввергла американо-британская баталия в Месопотамии.

Конечно, ООН никогда не поражала эффективностью миротворческих операций. Но миротворчество никогда и не было ее главным предназначением. То есть формально, может быть, и значилось, но на самом деле (что не афишировалось) ООН создавалась не под романтические цели миротворчества, а под совсем иную необходимость: исключить военное столкновение между державами-победительницами. Ради этой цели США в 1945 году согласились предоставить Советскому Союзу право вето в Совете Безопасности. И это право превосходно срабатывало всю вторую половину ХХ века: войны между великими державами не случилось. ООН помогала им "ссориться по правилам", то благоразумно договариваясь, то "вредничая" и мешая друг другу - но в целом избегая войны. С точки зрения реальных задач, которые перед ней стояли, ООН была весьма эффективной.

Ее настоящий кризис начался с распада СССР, когда США перестали бояться кого бы то ни было и стали действовать в обход ООН. Но и "восьмерка" - в качестве "альтернативы" ООН - с начала 2000-х годов стала менее послушной американским советам, чем "семерка" образца 90-х. Правда, причиной тому стала не Россия, а страны Западной Европы - Франция и Германия, которые попытались сформировать что-то вроде лояльной оппозиции Ее Величеству Американской Демократии в лице республиканской администрации Дж.Буша-младшего.

Американцы тем нисколько не смутились и попытались призвать младших партнеров к порядку посредством блоковой дисциплины в рамках НАТО. Но тут выяснилось, что и в НАТО единогласной поддержки у Соединенных Штатов нет. Вашингтон не смог "конкурировать" с ООН, опираясь на тандем "восьмерка"-НАТО. Это было уже серьезно.

Но, как оказалось, преодолимо. США решили, что управлять мировой политикой можно при помощи "коалиций по случаю" - сегодня с Британией и Испанией, завтра - может быть, Эстонией, Македонией и Украиной, а там - Китаем и Пакистаном, к примеру. При такой логике отпадала потребность не только в ООН, но и в любых институтах международного управления. В итоге мы наблюдаем не просто кризис ООН, а крах всей системы упорядочения мировой политики посредством международных институтов.

Круг стал замыкаться: спустя полвека после создания ООН в интересах преодоления анархии мировой политики международная система стала снова "обряжаться в шерсть и шкуры" античности, возвращаясь к состоянию то ли неоимперского, то ли авторитарно-патерналистского (но в любом случае не демократического!) порядка, в центре которого - администрация Джорджа Буша.

Дело не только в том, что конституционное начало международных отношений, условно воплощаемое институтами ООН, попрано и низводится все ниже. Навязавшие миру новое положение дел Соединенные Штаты изменяют собственному принципу: американцы всегда стремились управлять с согласия управляемых. В целом это им удавалось. Сегодня американский порядок вызывает осуждение большинства государств. Порядок, не основанный на согласии, не может быть прочным.

И последнее - не по значению, а по порядку. ООН - важнейший организационный ресурс России. У российской дипломатии нет другой подобной трибуны, чтобы излагать и отстаивать свое мнение, и нет инструмента защиты своих национальных интересов, сопоставимого с Советом Безопасности.

Все потерянные контракты на восстановление иракских объектов меркнут в сравнении с возможностью утраты ООН ее монопольного положения как единственного универсального и легитимного органа внесения порядка в международное развитие. А потому лозунг момента - коалиция в защиту ООН, широкая и представительная. Учитывая явные и скрытые антиамериканские настроения в мире, интерес к этой коалиции могут проявить многие государства далеко за пределами Европы и Ближнего Востока. Потому что защищать ООН сегодня, по сути, означает быть в оппозиции Вашингтону, а соблазн в ней оказаться, ничем при этом не рискуя, - всеобщее желание.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
322
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
410
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
328
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
282

Другие новости