0
941
Газета В мире Интернет-версия

19.11.2008 00:00:00

Пиратский вызов XXI веку

Тэги: инфографика, пираты


инфографика, пираты Против катеров пиратов брошена военная мощь РФ и НАТО. Разбойники побеждают.
Фото Reuters

У побережья Сомали в последние часы пираты совершили два новых нападения на корабли. Об этом «Независимой газете» заявили в Центре сообщений о пиратстве. Один из кораблей захвачен разбойниками, в другом случае удалось отбить атаку. Сейчас сомалийские пираты удерживают не менее 16 судов. Супертанкер Sirius Star с 2 миллионов баррелей нефти на борту стал самой крупной добычей морских бандитов.

Как заявил вчера «НГ» лейтенант Натан Кристенсен, пресс-секретарь 5-го флота США, в зону ответственности которого входит Индийский океан и Аденский залив, супертанкер Sirius Star приближается к месту стоянки у побережья Сомали. «У нас пока не было прямого контакта с пиратами, и я не могу подтвердить, что с ними ведутся переговоры», – сказал Кристенсен. Он сообщил, что по поступающей информации члены команды танкера чувствуют себя хорошо. Лейтенант не смог сказать, получило ли судно повреждения. Авария на Sirius Star могла бы привести к тяжелым экологическим последствиям, предупреждают экологи.

Напомним, что супертанкер Sirius Star водоизмещением 318 тыс. тонн был атакован в субботу в 450 морских милях к юго-востоку от кенийского порта Момбаса в Индийском океане. Судно шло под флагом Либерии. Оно принадлежит компании Vela International – «дочке» крупнейшей нефтяной компании из Саудовской Аравии Saudi Aramco. На борту танкера 25 членов команды.

По данным 5-го флота США, это граждане Хорватии, Великобритании, Филиппин, Польши и Саудовской Аравии.

Захват такого судна эксперты называют беспрецедентным. Хотя в последнее время нападения на нефтяные танкеры также фиксировались. Например, 7 ноября благополучно разрешился инцидент в Бангладеш, когда на нефтеналивное судно высадились пятеро преступников. Они скрылись, встретив отпор команды.

Большой резонанс вызвал недавний захват у побережья Сомали судна Faina с украинскими танками на борту. «Faina по-прежнему находится у побережья Сомали. Американские корабли отслеживают ситуацию, чтобы не допустить разгрузки и в надежде обеспечить безопасность команды», – заявил «НГ» лейтенант Кристенсен.

В июне этого года Совет Безопасности ООН принял резолюцию, разрешающую иностранным государствам по согласованию с правительством Сомали вести борьбу с пиратами в территориальных водах этой страны. Сейчас у побережья находятся военные корабли примерно 30 государств, в том числе США и других стран НАТО, России, Индии, Пакистана, Малайзии и Австралии. Евросоюз утвердил 10 ноября решение о проведении против сомалийских пиратов первой в своей истории военно-морской операции, которая предполагает отправку в этот район от шести до десяти кораблей.

Разбойничий залив

Международным морским силам уже удалось отбить ряд атак на торговые корабли и даже захватить одно из пиратских судов вместе с его экипажем. Кроме того, в Аденском заливе был создан охраняемый коридор, которым могут воспользоваться коммерческие суда. С конца октября французские военные моряки по просьбе судовладельцев выделяют команды сопровождения для торговых судов, следующих через опасную зону, а также осуществляют эскортное сопровождение.

Но проблема лишь усугубляется. Как заявили «НГ» в Центре сообщений о пиратстве, с января этого года в Аденском заливе и у побережья Сомали атаковано почти 90 судов. Из них 38 были захвачены, 16 сейчас находятся под контролем пиратов. На их борту в общей сложности более 250 заложников. Доходы от пиратства продолжают расти. По некоторым данным, в этом году морским разбойникам выплачено 20 млн. долл. в качестве выкупа. По оценкам, выкуп за Sirius Star может составить 50 млн. долл.

По словам сотрудника центра, Аденский залив и воды у побережья Сомали являются самым опасным в плане пиратства регионом мира. Что делать, если атакуют пираты? В центре советуют: в первую очередь судам, пересекающим Аденский залив, рекомендуется постоянно вести антипиратское наблюдение, включая круглосуточное отслеживание показаний радара. Раннее предупреждение угрозы позволит судну предпринять маневры, чтобы избежать захвата. «Как только капитан увидит приближающиеся катера, он может просить о помощи в соответствии со стандартным порядком действий, а также проинформировать наш центр», – сказал собеседник «НГ». Центр, в свою очередь, информирует международную коалицию в Аденском заливе, власти Йемена, Омана, а также НАТО и просит помочь.


Освобождение захваченного нефтяного танкера связано с большими экологическими рисками.
Фото Reuters

Защити себя сам

«Беззаботность и недостаточная подготовка кораблей является одной из главных причин успеха пиратских нападений», – подчеркнул Фрэнк Кеннеди, работающий в Дубае консультантом по морским вопросам. По его словам, дополнительные расходы, связанные с привлечением специалистов по обеспечению безопасности или наймом охраны для сопровождения судов, меркнут в сравнении с убытками, которые возникнут в случае утраты судна и команды. Он добавил, что страховые компании должны стимулировать судовладельцев, уменьшая плату за свои услуги, если на кораблях принимаются дополнительные меры безопасности.

«Пираты полагаются на эффект внезапности, быстроту и силу. Если убрать элемент внезапности, то их преимущество окажется под вопросом», – пояснил Юэн Эйр, генеральный менеджер компании Hart Security, имеющей обширный опыт работы в Аденском заливе. Известен, например, случай, когда команда круизного лайнера, своевременно заметив опасность, с помощью водяных пушек и активного маневрирования сумела отбить пиратскую атаку.

В последнее время повысился спрос на услуги фирм, предоставляющих команды охранников, сопровождающие корабли, которым предстоит пройти через зону риска. «Такая мера усиливает защиту и обеспечивает наивысший уровень безопасности», – подчеркнул Эйр.

Эту точку зрения разделяет и командующий 5-м флотом США вице-адмирал Уильям Гортни, который неоднократно заявлял, что судоходные компании сами должны принимать меры для защиты своих кораблей. «Компании не сомневаются в необходимости привлечения охранников, для защиты ценных объектов на берегу. Защита дорогостоящих кораблей и их команд в море – это то же самое», – указал Гортни.

Повторить успех Азии

На фоне скачка количества атак у побережья Сомали наблюдатели отмечают снижение пиратской активности в Азии. Так, за первые девять месяцев текущего года количество нападений на суда в этом регионе снизилось на 11% по сравнению с аналогичным периодом 2007 года. В 2007 году спад был еще более значительным – 32%. Еще в 2005 году из-за всплеска пиратства британские страховщики фактически приравнивали район Малаккского пролива между Малайзией и индонезийским островом Суматра к зоне боевых действий и требовали повышенную плату с судов, направлявшихся туда. Тогда местные пираты, подобно сомалийским сейчас, создавали мощные банды, оснащенные автоматическим оружием и гранатометами.

По мнению наблюдателей, ситуация изменилась благодаря решимости государств региона, которые значительно усилили патрулирование опасных районов, стали применять спутниковое слежение. А главное – принялись активно преследовать пиратов на берегу. Однако Сомали более 10 лет живет в состоянии анархии, и там просто некому заниматься борьбой с пиратами.

Безнаказанные преступники

Парадоксально, но бороться с разгулом пиратства у побережья Сомали мешают ограничения международного права. Дело в том, что, согласно ст. 105 Конвенции ООН по морскому праву от 1982 года, любое государство может атаковать судно пиратов либо захваченный ими корабль только «в открытом море или любом другом месте вне юрисдикции какого бы то ни было государства». Та же статья разрешает арестовать находящихся на этом судне лиц и захватить находящееся на нем имущество. Причем судебные учреждения государства, которое совершило захват, вправе выносить постановления о вынесении наказаний и определять, какие меры должны быть приняты в отношении этих судов или имущества.

Однако проблема возникает, когда захваченное пиратами судно оказывается в территориальных водах. Как предположил профессор международного права Бахтияр Тузмухамедов, Совет Безопасности ООН мог бы пойти дальше июньской резолюции в создании правовых условий для задержания и судебного преследования пиратов как у побережья Сомали, так и в более удаленных от территориального моря водах Индийского океана. Правда, Совбезу пришлось бы тщательно аргументировать такое решение, обставив его рядом условий и недвусмысленно указав, что оно не носит прецедентного характера и никоим образом не размывает сложившиеся нормы морского права, отметил юрист в интервью «НГ».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Борис Ковальчук займется цифровизацией Счетной палаты

Борис Ковальчук займется цифровизацией Счетной палаты

Ольга Соловьева

Совет Федерации утвердил в должности главного ревизора нацпроектов

0
1221
Адвокатура нашла союзника в "Новых людях"

Адвокатура нашла союзника в "Новых людях"

Екатерина Трифонова

Воспрепятствование профессиональной деятельности защитников становится политическим вопросом

0
1015
Путин укрепляет администрацию Кремля блоком по военно-идеологическому противостоянию с Западом

Путин укрепляет администрацию Кремля блоком по военно-идеологическому противостоянию с Западом

Иван Родин

Николай Патрушев и Алексей Дюмин стали помощниками президента РФ с изначально формальным функционалом

0
1531
Ответственного перед Госдумой правительства пока нет

Ответственного перед Госдумой правительства пока нет

Дарья Гармоненко

Депутаты и сенаторы отчасти использовали новые конституционные полномочия

0
1134

Другие новости