Opel отчаянно борется с кризисом.
Фото Reuters
Вчера у здания биржи во Франкфурте-на-Майне состоялся митинг рабочих автозаводов Opel. Кризис евро несколько приглушил общественное внимание к проблеме европейского филиала General Motors, однако акция в финансовой столице Германии напомнила, что судьба этих предприятий и их коллективов по-прежнему висит на волоске. Федеральное правительство с сомнением отнеслось к финансовым требованиям GM по реструктуризации концерна Opel и по сей день задерживает ответ.
В ноябре прошлого года обанкротившаяся корпорация GM оставила дочерний концерн Opel/Vauxhall в своей собственности. В Детройте в последний момент отказались продать его консорциуму Mаgna-Сбербанк, хотя представленная им концепция реструктуризации была готова, одобрена, а ее финансирование обеспечено.
Американское решение было явно продиктовано мотивами предвзятости к российским инвесторам. Но для автостроителей Opel оно означало новую бесконечную кризисную одиссею.
Сначала GM потребовалось немалое время, чтобы выработать и представить свой план реконструкции и развития европейской «дочки». В нем перечеркнуто дальнейшее существование автозавода в бельгийском Антверпене. Число занятых на предприятиях Opel/Vauxhall в Германии, Англии, Австрии, Испании, Бельгии и Польше намечено сократить на 10 тыс. В то же время, как заявил председатель производственного совета Opel Карл Франц, большинство в GM принадлежит американскому правительству, «но оно не готово платить за рабочие места в Европе и предоставлять деньги американских налогоплательщиков на реструктуризацию Opel».
Выкрутив руки центральному и заводским производственным советам Opel, новый шеф концерна Ник Райли, поставленный Детройтом, добился согласия рабочих коллективов на «финансовое соучастие» в реструктуризации. Это серьезные жертвы: в год по 265 млн. евро в течение пяти ближайших лет за счет отказа от повышения тарифной зарплаты, сокращения отпускных и рождественских выплат и т.п. Получая таким путем в сумме более 1,3 млрд., GM добивается еще немецкой госгарантии на дешевый кредит в 1,1 млрд. евро.
Но как раз в этом вопросе американская финансовая коса нашла на берлинский камень. В отличие от выраженной прошлой осенью готовности поддержать спасение Opel по концепции Mаgna-Сбербанк в федеральном правительстве не скрывают сомнений в оправданности предоставления госгарантий для GM. В частности, высказываются опасения, что деньги немецких налогоплательщиков могут осесть в кассах Детройта и пойти на дела GM, не связанные с Opel.
По сведениям немецкой прессы, управляющий совет «Немецкого фонда», ведающего финансами, выделенными правительством для помощи фирмам, оказавшимся на грани банкротства в результате финансового и экономического кризиса, единогласно высказался против удовлетворения претензии GM. В его распоряжении есть независимый экспертный доклад, в котором отмечается, что GM вновь работает с прибылью и у корпорации есть свободные деньги для самостоятельной реструктуризации своих европейских предприятий. Отмечается также, что фонд предоставляет кредитные гарантии только жертвам текущего финансово-экономического кризиса, а кризис Opel имеет другое происхождение.
Против кредитования американского хозяина Opel высказались руководители Объединения немецких работодателей и Германской торгово-промышленной палаты. Критические голоса звучат в Бундестаге. Христианский демократ Михаэль Фукс заявил газете Rheinischen Post: «Если предприятие получает прибыль, то получение немецкой помощи ничем не оправдать. GM в последние месяцы получило высокие прибыли и может собственными средствами санировать Opel».
Ожидалось, что вслед за управляющим советом сходно выскажется управляющий комитет «Немецкого фонда». Последний состоит из представителей федеральных министерств, федеральных земель, где имеются заводы Opel, и ведомства федерального канцлера. Комитет дает рекомендации Министерству экономики, которое и принимает окончательное решение по кредитам из «Немецкого фонда». При этом известно, что глава этого министерства Райнер Брюдерле более чем скептически относится к предоставлению кредитной гарантии по плану реструктуризации собственности GM в Германии и Европе.
На прошлой неделе заседание управляющего комитета «Немецкого фонда» был отложено «по техническим причинам» без определения следующей даты. В заводских коллективах давно устали от постоянной неясности и нервотрепки. У производственного совета Opel не осталось иного выхода, кроме поддержки позиции Рейли. «Опелевцы», как они себя называют, опасаются, что иначе Детройт закроет не только завод в Антверпене, но и в двух-трех немецких городах.
Участники митинга во Франкфурте-на-Майне высказывались за выделение GM немецких кредитных госгарантий на искомый миллиард евро. Все это ставит федеральное правительство в трудное положение. С одной стороны, ему по ряду причин претит выделение этих средств американскому суперконцерну. С другой – оно не может допустить массовых увольнений и закрытия предприятий в кризисной экономической и бюджетной ситуации. Поэтому немецкие комментаторы не исключают политического решения кабинета Ангелы Меркель, вынужденного учесть сложившиеся реальные обстоятельства в затянувшейся истории с Opel.