0
9234
Газета В мире Интернет-версия

18.05.2016 00:01:00

КАРТ-БЛАНШ. В Вашингтоне нашли новую роль для Германии

Алексей Фененко

Об авторе: Алексей Валериевич Фененко – доцент факультета мировой политики МГУ им. М.В. Ломоносова.

Тэги: германия, ляйен, вооруженные силы, сша, нато, картер, россия


германия, ляйен, вооруженные силы, сша, нато, картер, россия Фото Reuters

Министр обороны ФРГ Урсула фон дер Ляйен на днях сообщила, что Германия собирается впервые с 1990 года увеличить численность своих вооруженных сил – с нынешних 185 тыс. до 200 тыс. Одновременно к 2023 году число гражданских специалистов в Бундесвере должно увеличиться с 56 тыс. до 60 тыс. человек.

Заявление фон дер Ляйен не противоречит Московскому договору 1990 года, который ограничил численность Бундесвера в 370 тыс. человек. Интереснее другое. Шаги Германии в военной сфере согласуются с американскими инициативами. Еще в апреле на саммите ведущих стран НАТО в Ганновере президент Барак Обама призвал канцлера Ангелу Меркель расширить участие Бундесвера в ротации подразделений НАТО, которые будут размещены на восточном фланге альянса  – в странах Балтии, Польше и Румынии. Вашингтон рассчитывает на то, что Германия и Британия предоставят для этой цели солдат и военную технику.

Все это вписывается в общий контекст американо-германских отношений, который сформировался в последние три года. На Мюнхенской конференции в 2014-м президент ФРГ Йоахим Гаук заявил о «новой роли Германии в мире». «И как раз в те времена, когда США не могут давать больше и больше, Германия и ее европейские партнеры должны сами взять большую ответственность за свою безопасность», – указал он. О намерении усилить «интернациональную роль» Германии заявили тогда министры обороны и иностранных дел ФРГ. Эти инициативы поддержали госсекретарь Джон Керри и тогдашний глава Пентагона Чак Хейгел, которые призвали к «трансатлантическому ренессансу».

Украинский кризис подтвердил, что между США и Германией существует  высокая степень взаимодействия: от совместного введения санкций против России до поддержки Белым домом действий Меркель в рамках «нормандской четверки». В ходе сирийского конфликта Берлин также отказался от взаимодействия с Россией по вопросам нанесения авиаударов по позициям «Исламского государства» (запрещенная в РФ террористическая группировка). Немецкая сторона поддержала на Уэльском саммите НАТО (сентябрь 2014 года) проект расширения военного присутствия на территории восточноевропейских членов альянса. Кабинет Меркель также выступает в поддержку американского проекта Трансатлантического партнерства, предусматривающего создание зоны свободной торговли между ЕС и США. В общем, в Берлине согласны взять на себя роль ключевого младшего партнера Вашингтона в Европе.

Глава Пентагона Эштон Картер запросил у сената увеличение оборонных расходов на нужды «сдерживания России» до 3,4 млрд долл. в 2017 финансовом году. Но концептуальные основы новой стратегии сдерживания России были заложены в 2013-м. Тогда ведущие аналитические центры США опубликовали работы, в которых призвали переложить часть функций по сдерживанию КНР и России на региональных партнеров Америки. В первом случае ими должны были выступать Австралия, Новая Зеландия, Филиппины, Вьетнам и Япония. Во втором – страны Восточной Европы и Скандинавии, Турция и Германия. С тех пор американская дипломатия стала поддерживать шаги по усилению военного потенциала Японии и Германии. Первая получила право использовать свои вооруженные силы за пределами Японского архипелага, вторая – усилить свои ВС и присутствовать в странах Восточной Европы в рамках общей стратегии НАТО.

Такой курс был с пониманием встречен в Берлине. В немецком истеблишменте есть две условные партии. Одна из них считает, что нужно сделать Германию мировой державой. Это была партия, к которой принадлежали канцлеры Гельмут Коль и Герхард Шредер, которые понимали, что такой подход требует дружбы с Россией. До сих пор Германия – страна с ограниченным суверенитетом. Им нужен был пересмотр Московского договора 1990 года, а без хороших отношений с РФ это невозможно.

Но есть и другая партия, которая считает, что приоритет Германии – это хозяйственное освоение Восточной Европы, взаимодействие с Польшей, Прибалтикой, Украиной. (Любопытно, что граница «Восточного партнерства» почти в точности повторяет границу немецкой экспансии на восток по Брестскому миру 1918 года.) Эта партия объективно ведет к конфликту с Россией, и Меркель – ее яркий представитель. Конечно, выступая вместе с Прибалтикой, Польшей и Украиной, Германия сама становится еще одной антироссийской страной Восточной Европы. Такая Германия стала бы естественным лидером возрождаемого американской дипломатией антироссийского «санитарного кордона» в Восточной Европе.

Обвал российско-германского партнерства стал чувствительным ударом для Москвы. На протяжении 20 лет Германия была для нас не просто ключевым европейским партнером и посредником при ведении дел с США. В Москве были сильны надежды (пусть не всегда четко артикулируемые), что Германия возродится в качестве великой державы на антиамериканской основе или по крайней мере в качестве противовеса США. В Москве приветствовали и претензии Берлина на роль локомотива европейской интеграции, и растущую активность немецкой дипломатии на Ближнем Востоке. Еще большие симпатии в России вызывала координация усилий Берлина и Парижа, их заявка на формирование системы «европейской безопасности» без участия атлантических держав – Британии и США.

Эти надежды опирались на аналогию с историей объединения Германии.  Уход России из Европы после Крымской войны дал фору Пруссии, которая при поддержке Александра II создала Германскую империю. Россия, в свою очередь, получила возможность играть на противоречиях между Германией, с одной стороны, Великобританией и Францией – с другой. Речь, разумеется, не шла о дословном повторении истории 1860-х годов. Однако выстраивание российско-германского партнерства как альтернативы НАТО (шире – американскому присутствию в Европе) показывало, что Кремль хочет видеть в Германии конкурирующий с США центр силы.

Трансформация Германии в опору сдерживания России закрывает перед российской дипломатией такое окно возможностей. Однако она закрывает и для Берлина возможность усилить свое политическое влияние, так как ФРГ растворяется в обновленном Трансатлантическом партнерстве. Кабинет Меркель считает такие жертвы оправданными, но согласится ли с этим будущее правительство Германии, которое рано или поздно придет ему на смену?


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
1114
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
570
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
3150
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
2494

Другие новости