0
1470
Газета Акцент Интернет-версия

05.11.2002 00:00:00

Шок - это по-нашему

Тэги: бенефис, нордост, теракт, сми


Октябрь - месяц мюзиклов. Не было темы более благодарной для СМИ, чем московский теракт. Как повод для пропаганды "за войну" и грязного политического пиара, спекуляций на темы "гуманности" и грозных футурологических прогнозов. Как бы цинично это ни звучало, катастрофа стала настоящим бенефисом "Норд-Оста". Если бы не она, мюзикл никогда бы не привлек такого внимания.

Культурную жизнь сегодня нужно мерить катастрофами, а не премьерами. Смерть стала самым важным событием в пространстве русской культуры. Ни одна театральная премьера, ни один новый фильм, ни (тем более!) выставка, ни даже телешоу не привлекают к себе такого внимания, как катастрофы. Что было осенью? Сентябрь - месяц гибели Бодрова. Октябрь - месяц "Норд-Оста".

Поток сообщений о "Норд-Осте" был слишком мощен. И это понятно. Потому что само событие беспрецедентно в российской истории. А общество должно знать про свои проблемы. Но у каждой медали есть оборотная сторона. Когда количество информации зашкаливает за рамки обычных сообщений, зрители отказываются принимать ее. Порог доверия к телевидению был перейден в эти дни.

Чеченцы так и не взорвали свои бомбы. Но они вызвали другой - информационный - взрыв. И его последствия не менее опасные для общества. Основное последствие - это полная утрата чувства реальности происходящего. И виновато в этом российское телевещание.

Две детали не привлекли к себе большого внимания прессы. Первая - то, что к оцеплению вокруг Дубровки пришли не только родственники погибших и те, кому там надо было быть по долгу службы. Пришли зеваки, и немало. И вторая деталь - то, что люди в метро, в магазинах, на улицах вели себя как обычно. Не бежали в гастроном за сахаром-солью, не снимали деньги в банках, не боялись ездить в транспорте. На первый взгляд, это прямо противоположные примеры - крайнего любопытства и совершенного безразличия. Но причина одна - равнодушие.

Катастрофа - это "картинка". "Норд-Ост" ничуть не изменил этого ощущения российских зрителей. Он остался событием, которое происходило не в реальном, чувственно ощутимом пространстве, а в виртуальном мире, из которого можно выйти, переключив программу. Мера информации была превзойдена. Мера трагического так и не была достигнута.

Задача трагедии - вызвать катарсис "посредством сострадания и страха". Это сформулировал еще Аристотель в своем трактате "Поэтика". Телевидение как искусство строится по тем же законам, что и любое другое искусство. По древним законам, известным тысячелетиями, зритель должен испытывать не только страх, но и сострадание. А конечным итогом трагедии должно быть удовольствие от преодоления аффектов. И для этого необходимы герои.

Падение "близнецов" и захват "Норд-Оста". Есть сходство между этими двумя событиями. Есть и отличие. Оно прежде всего в том, как подавалась информация о них. Американское телевидение с самого начала родило образы героев. Героические пожарные. Героические полицейские. Героические спасатели. Российское телевидение вышло из катастрофы без героев.

Наше ТВ показало людей без лиц. Анонимных "альфовцев" с измененными голосами (виды со стороны затылков). Но человек без лица по определению может быть только отрицательным героем. Как Фантомас. Герой - тот, с кем человек из толпы может идентифицировать себя: такой же, как все люди, но не такой же в точности. Тот, кто устанавливает порядок и несет правду. Тот, кто выше, сильнее и справедливее.

В греческой скульптуре очень важно было понятие меры. Статуя героя делалась больше размеров реального человека - но не так, чтобы подавлять своим величием. На четверть больше, но не в три раза. Герой просто возвышался над толпой и превосходил каждого отдельного человека, но не давил своим весом. Современное российское телевидение забыло про образ героя. И последствия этого будут печальны.

С кем может идентифицировать себя зритель? С жертвой: нам показали уже многих заложников с их печальными историями. Это идентификация, которая ведет к состраданию заложникам, но не к очищению от страха, потому что она вызывает только вновь и вновь мучительное чувство. Нам снова и снова показывают неспособность обычного человека что-либо предпринять в крайней ситуации. Это не очищает и не возвышает.

Где тот мужик из ФСБ, который находился в зале в момент теракта и передавал своим коллегам сведения о врагах? Герой не может быть анонимом.

В субботу вечером первый канал показал Брюса Уиллиса. В "Крепком орешке". Сюжет - освобождение заложников, захваченных бандой террористов. Слишком похоже на реальность? За исключением одного. Российское телевидение пока не нашло своего Брюса Уиллиса. А должно было найти.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Обвиняемые получат второй шанс на суд присяжных

Обвиняемые получат второй шанс на суд присяжных

Екатерина Трифонова

Новое рассмотрение уголовного дела не отменяет возможности такого ходатайства

0
546
Партия Миронова не уклоняется от генеральной линии

Партия Миронова не уклоняется от генеральной линии

Дарья Гармоненко

"Справедливая Россия" решила поучаствовать в дискуссиях об ограничении интернета

0
652
В лесопромышленном комплексе спад продолжится до 2028 года

В лесопромышленном комплексе спад продолжится до 2028 года

Михаил Сергеев

Почти 70% инвестиционных проектов не достигают обещанных результатов

0
778
Борьба с мигрантами обретает фискальную логику

Борьба с мигрантами обретает фискальную логику

Иван Родин

Правительство снизит ряд штрафов для турбизнеса, чтобы было легче их собирать

0
767

Другие новости