0
874
Газета Акцент Интернет-версия

04.04.2003 00:00:00

Гуманизм без берегов

Тэги: бежар, балет, мать тереза


7.04. Балет "Мать Тереза и дети мира". Танцевальная компания Мориса Бежара. ГЦКЗ "Россия".

Были времена, когда кумира европейской молодежи Мориса Бежара в России ждали как откровения. И хотя его балеты доходили до нас с большим опозданием, это было подобно дождю в пустыне. Теперь и 75-летний мэтр к нам зачастил, и спектакли его привозят с пылу с жару. Премьера балета "Мать Тереза и дети мира" состоялась в октябре прошлого года, а в апреле нынешнего постановку уже показывают в Москве.

При своей компании "Балет Лозанны" Бежар имеет балетную школу с индийским названием "Рудра". Там готовятся универсальные артисты: шесть дней в неделю их учат не только танцевать классику с модерн-дансом, но и петь, вникать в музыкальный и пластический ритм, играть в драме, по-японски орудовать мечами в стиле кендо. В какой-то момент Бежару так понравились его собственные ученики, что он не смог допустить их ухода в другие театры. И создал себе молодежную труппу - "Компанию М" ("М" означает, естественно, бежаровское имя Морис). Для младшеньких и создан спектакль о матери Терезе Калькуттской. По мнению Бежара, балет как вид искусства, имеющий сакральные корни и до сих пор наиболее близкий к литургии, очень подходит для рассказа о католической святой.

Хореограф не был лично знаком с матерью Терезой, но тщательно изучил ее биографию и книги. Просвещенный европеец, в детстве посещавший католический колледж, и мусульманин шиитского толка, он не может не восхищаться женщиной, которая всецело предана христианству - и вместе с этим открыта всему человечеству. Для Бежара, гуманиста старого закала, такая внутренняя свобода и безбрежная толерантность - высший пилотаж личности. Его спектакль вдохновлен тем же чувством, что рождало подвижничество Терезы Калькуттской: удовольствием от многообразия рас, народов и культур.

Как и многие постановки Бежара, "Мать Тереза и дети мира" - не балет в чистом виде, но монтаж разных видов танца с оперой, пантомимой, произносимых "в кадре" и за "кадром" текстов. Запад сходится с Востоком, и, если в одном углу сцены делают классический экзерсис, то в другом - медитируют по системе индийской йоги. В главной роли - бывшая прима-балерина Штутгартского балета, чилийка по происхождению, Марсия Хайде.

Хореограф раскрывает "символ веры, религию, общественную и личную жизнь" самой замечательной женщины двадцатого века, но без пересказа подлинной биографии: "Признаюсь, я не хотел бы, чтобы танцовщица играла мать Терезу во всем известном бело-голубом сари. Я не люблю проводить прямые аналогии. Мы видим женщину, преподающую танец детям. В ее уста мы вложили слова, когда-либо сказанные или написанные матерью Терезой. Преподаватель танца ведет себя, как Тереза, - она кормит рисом голодных. Каждый волен решать, видел ли он известную Терезу из Калькутты или нет".


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Зеленые сертификаты стали драйверами углеродного рынка

Зеленые сертификаты стали драйверами углеродного рынка

Ярослав Вилков

Эксперты поговорили о климатической повестке в России на языке биржевых инструментов

0
478
Битва за трубы

Битва за трубы

Виталий Барсуков

Как захватывали «Свободный Сокол»

0
1312
Экономика РФ лишилась объективных индикаторов ее состояния

Экономика РФ лишилась объективных индикаторов ее состояния

Михаил Сергеев

Предприятия объяснили, почему отказываются от инвестиционных проектов

0
1820
Адвокаты выработали правила общения с правоохранителями

Адвокаты выработали правила общения с правоохранителями

Екатерина Трифонова

Статус спецсубъекта не спасает от недоброжелательного отношения процессуальных оппонентов

0
1365

Другие новости