0
788
Газета Акцент Интернет-версия

17.06.2003 00:00:00

Золотая биеннале

Тэги: биеннале, венеция, кулик, звездочетов


История современности

В 1895 году наступило время культурных новаций. В Париже прошел первый в мире киносеанс. А в Венеции - "Первая международная художественная выставка". И ее открытие вызвало шум не меньший, чем вечеринка братьев Люмьер в "Гранд-кафе". Еще бы! "Первую международную" посетили 224 000 человек.

В конце XIX века были модны промышленные выставки. На них "цивилизованные" страны мира соревновались друг с другом: все - от скотобоен до фотостудий - становилось предметом для конкуренции. Та же модель была положена в основу Венецианской биеннале. Каждая из заинтересованных стран получила возможность построить свой павильон на окраине города, на территории общественного парка, который сегодня зовется "Садами биеннале". Первой была Бельгия - в 1907 году.

Биеннале - один из туристических хитов Италии. В 2001 году парк во время выставки в среднем посещали 1902 зрителя в день. А в целом около 400 000 человек нашли время, силы и деньги, чтобы отдать их современному искусству в Венеции в 2001 году.

Вот уже больше века Венеция встречает биеннале. Международная выставка давно уже вышла за пределы исторических "Садов" и национальных павильонов. 50-я биеннале расползлась по всему городу: не только в пространство Арсенала (как происходит из года в год), она также заняла Музео Коррер, что на площади Сан Марко, и несколько дворцов. Она стала больше, чем любая из ее предшественниц.

Биеннале - самая большая, самая знаменитая и самая представительная общеевропейская художественная выставка. По ее следам можно изучать историю современности.

Место и традиция определяют значение биеннале. На пресс-просмотр, вернисаж и официальное открытие профессионалы прибывают со всех сторон света. Но, кажется, Венеция уже слишком мала для биеннале. В прошлом году добровольными жертвами открытий и вернисажей стали 30 000 человек. Число "жертв" новых вернисажей пока не подсчитано.

Россия венецианская

Россия (и вслед за ней СССР) - один из старых участников биеннале. Серж Дягилев - первый, кто придумал в 1907 году русскую выставку в Венеции (тогда еще не употребляли слова "куратор"). Но, как ни печально, Россия весь ХХ век играла на третьих ролях Венецианской художественной сцены. Лет 20 СССР вообще не принимал участия в биеннале (до 1956 года). Потом Москва, конечно, посылала художников, но совершенно выпадавших из общеевропейского арт-процесса. Так шло дело до начала 90-х.

Но и 90-е были потеряны Россией. А причина - в дурацком противостоянии "независимых кураторов" и новой официальной институции - Госцентра современного искусства: много газетной бумаги было потрачено на борьбу карликов под ковром. Силы кураторов уходили на споры в своей среде. И потому участие в биеннале оказывало не очень большое влияние на внутреннюю ситуацию в российском искусстве. Слава была единственным - и часто эфемерным - итогом для внутренней аудитории. Так, к примеру, Сергей Шутов, участник биеннале 2001 года, не может до сих пор вступить официально в Союз художников и получить московскую мастерскую. Для наших сидящих сиднем бюрократов биеннале не авторитет.

В 2003 году Российским павильоном управляют два человека. "Завхоз" - Евгений Зяблов, он же директор Росизо. "Худрук" - известный критик Виктор Мизиано, он же - заместитель директора Росизо.

В Российский павильон на биеннале официально приехали Сергей Братков, Константин Звездочетов, Валерий Кошляков, а также Владимир Дубоссарский и Александр Виноградов. Они - участники проекта "Возвращение художника". На других участках биеннале выставляют свои работы Виктор Алимпиев и Мариан Жунин, Илья Кабаков, Олег Кулик, Юрий Лейдерман, Андрей Монастырский, Вадим Фишкин.

Выгода и польза

Русских на биеннале редко награждают. На них вообще здесь редко обращают внимание. Но наши участники биеннале считают, что главное - не победа. Главное - участие. Участники 50-й международной выставки Константин Звездочетов и Олег Кулик ответили на вопросы обозревателя "НГ".

- Олег, выгодно ли участие в биеннале для художника?

- Сложный вопрос. Некоторые считают, что это - маркетинговая ситуация. Я считаю, что это не очень выгодно с материальной точки зрения: огромное количество художников, огромное количество ярких работ. Это момент участия в большой игре, но в этом нет большой выгоды. Выгоду гораздо легче на ярмарках искать или небольших персональных выставках.

- Костя, ты участвовал в Венецианской выставке в 1990 году. Какие были прямые и непосредственные результаты?

- Никаких. Результаты ты видел - я поехал на выставки в Урюпинск и в Цетине.

- Ты считаешь, биеннале никак не повлияла на продажи?

- Никак. Но сейчас другие времена. Раньше о биеннале в России знали 30 человек, а сейчас - 300. И некоторые из них имеют деньги.

Наш ответ Западу

Российский павильон на биеннале показывает наш товар лицом. Но внимание публики, вероятнее всего, будет больше привлечено работами Олега Кулика и Ильи Кабакова. Оба они участвуют на выставке вне национальной программы. Кабаков представит новую инсталляцию в Арсенале, а Олег Кулик - в Палаццо Зенобио.

Палаццо Зенобио - дворец конца XVII века, который известен роскошной росписью потолка бального зала. Теперь в этом здании Олег Кулик показывает продолжение своего "Зоомузея".

Восковой портрет теннисистки в полный рост не так давно был выставлен в XL-галерее. А теперь удачно показан на выставке "Новое начало" в Дюссельдорфе. Спортсменка с лицом, искаженным от злобы, изображена в момент резкого замаха: ее юбочка развевается, "хвост" взлетел выше головы. А "тело" восковой фигуры покрыто таксидермическими швами: то есть перед публикой - не портрет "живого человека", а портрет чучела спортсменки, "похожей на Курникову".

Работа технологически очень сложна. В ее подготовке участвовали фотограф, скульптор-восковик, дизайнер одежды (Ольга Солдатова), дантист и парикмахер (специалист по вращиванию волос на головы восковых фигур). Не говоря уже об ассистентах художника.

На биеннале Кулик показывает 5 фигур. Модель "похожа на Наоми Кемпбелл", актриса - "похожа на Бьорк", а космонавт - на Гагарина. "Похожесть", но не тождественность здесь, пожалуй, придуманы не для того, чтобы избежать возможных исков. Но потому, что это - собирательные портреты чучел нашего времени. Те символы XX века, которые Кулик помещает в свой личный "музей".

Это история современности от Кулика. Россия в ХХ веке упустила биеннале. Но в XXI еще надеется покорить "красавицу у моря".


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Цифровые политтехнологии руководство партии будет внедрять даже принудительно, но только в 2026 году

0
826
Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Дарья Гармоненко

Иван Родин

До закона о ликвидации этого учреждения руки не дошли

0
972
Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

0
478
Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

0
326

Другие новости