0
1059
Газета Акцент Интернет-версия

23.07.2003 00:00:00

Король спортивной съемки

Тэги: бородулин, фото, спорт, выставка


бородулин, фото, спорт, выставка Лев Бородулин. Мы играем в волейбол. 1966.

Умение делать чудеса

Как неспортсмен может стать олимпиоником? Хороший вопрос для знатоков из телевизора. Льва Бородулина наградили золотой олимпийской медалью в Мюнхене в 1966 году за достижения в спортивной съемке. И в этом есть логика. Потому что фотография - это вид спорта.

Спортивного фотографа видно сразу. Он орет громче, пьет больше и толкается локтями жестче. Но, по словам его товарища, знавшего Бородулина еще репортером "Огонька", мастер никогда не вел себя так. Он никогда не повышал голоса и никого не толкал локтями. Просто делал свое дело. Лучше других.

Случайный взгляд регбиста в момент падения. Мы видим мокрое поле и ноги других игроков - все в грязи и в движении. Одно лицо - внизу - игрока, который только что прижал противника к полю, и его протяжный взгляд. Динамичный и очень красноречивый кадр, названный "Регби в любую погоду" (60-е). Он уравновешен движением, тенями, цветом. Так не снимали до Бородулина.

Зверское усилие борца. Оскал - не улыбка. Напряжение мускулов. И название "Стальные объятия. Йоханнес Коткес, чемпион СССР, Европы, мира и Олимпийского чемпионата 1952 года" (1952). Что ни говори, тогда умели не только хорошо фотографировать, но и точно называть фотографии. Мастерство, ныне почти утраченное.

Мужчина в рясе, на голове которого балансирует мяч. Парнишка справа от монаха подпрыгнул в тщетной пока попытке достать мяч, молодой падре отклонился в сторону, а другие парни уже ждут, что мяч упадет. Динамичная композиция, неповторимый момент. Разочарованная гримаса подростка, сосредоточение - почти медитация - его противника. Сцена, невероятная по своей психологической силе и достоверности изображенного. Кажется, идеальный кадр итальянского неореализма. А на деле - жанровая сцена Бородулина "Дела мирские" (Рим, 1960).

Миг раньше - недолет. Миг позже - перегиб. В фотографии спорта нужна такая же фантастическая точность, как в самом спорте. Концентрация и удар. Жизнь точно в фокусе. В нужный момент.

Две родины Бородулина

Лев Бородулин был "выездным". Еще бы! Фотокор "Огонька". Лучший спортивный репортер Советского Союза. Он объездил все континенты тогда, когда даже тур в какую-нибудь Болгарию был счастьем для простого советского человека. И тем не менее Бородулин уехал навсегда.

Говорят, это было связано с его сыном. Дело давнее. Выставка в Доме фотографии показывает снимки, выполненные на двух родинах Бородулина. И выходит, что СССР был для него породнее. Потому что сознание в 50 лет не переделать.

Спартакиада народов СССР? Да нет, оказывается, "Олимпиада евреев мира" ("Маккабия-89"). "Фестиваль воздушных шаров" - ну да, в Израиле восьмидесятых он нашел аэростаты точно как в Москве 1 мая 1959 года. А что дальше? "День независимости" (Израиль, 70-е) - да это же советский праздник!

Бородулин искал и нашел в Израиле приметы советской идентичности. Вплоть до Дня колхозника: сельскохозяйственный "Праздник" (Израиль, 80-е) - с тракторами, детишками, ивритскими буквами, выложенными из сена. Он нашел "Новую электростанцию" (Израиль, 80-е). И даже "Курс молодого бойца" (Израиль, 1975). Не нашел одного - напряжения своих прежних, спортивных кадров.

Говорят, Бородулин ушел в спорт потому, что в спорте было меньше политики. Но в своих спортивных кадрах он блестяще передавал скрытое напряжение. Он был мастером, который показывал настоящие конфликты. Горечь победы и ярость атаки и все-все-все эмоции, которые свойственны человеку на пределе. В спортивной фотографии их можно было показать без купюр.

Но в Израиле Бородулин как-то утратил это прекрасное свойство. Напряжение ушло. Его израильские фотографии мастеровиты, но не гениальны. В них нет мастерства на грани фантастики. Того, что сделало его Фотографом с большой буквы. Гений Бородулина навсегда остался в СССР.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Цифровые политтехнологии руководство партии будет внедрять даже принудительно, но только в 2026 году

0
823
Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Дарья Гармоненко

Иван Родин

До закона о ликвидации этого учреждения руки не дошли

0
967
Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

0
476
Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

0
324

Другие новости