0
1065
Газета Акцент Интернет-версия

10.09.2003 00:00:00

Драма лидера

Тэги: кино, бумер, возвращение, герои, идеалы


кино, бумер, возвращение, герои, идеалы Вместе с призом на Родину. Актеры Иван Добронравов (справа) и Константин Лавроненко в аэропорту 'Шереметьево' после возвращения из Венеции.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)

У меня есть подруга, которая посмотрела "Бумера" уже 2 раза. И собирается смотреть в третий. "Бумер" - один из фильмов нового поколения. Жесткий сюжет (криминальная драма), жесткая музыка (Шнур и другие), жесткий монтаж. А Петр Буслов - один из новых, жестких русских режиссеров XXI века.

Первый фильм Андрея Звягинцева тоже можно назвать жестким. Символический сюжет - возвращение отца - решен как драма. А два фильма - "Бумер" и "Возвращение" - объединяет одно. Это фильмы про Настоящего Мужика. Который очень хочет жить по-своему, но не может выжить физически. Не беда, что в "Бумере" этот мужик (Кот в исполнении Владимира Вдовиченкова) - откровенный бандит, а в "Возвращении" (отец, которого сыграл Константин Лавроненко) - просто человек, вернувшийся из ниоткуда. Новое поколение российских режиссеров выясняет подробности того, что произошло в стране. Через судьбу одиночки.

Возвращение героя. Вот главное, что произошло в молодом отечественном кино. Этот герой - активный мужчина средних лет, который принимает странные решения в меняющейся среде. Его действия кажутся иногда хаотичными, а мысли - спутанными. Этот человеческий тип - порождение новорусского капитализма. Он привык к тому, что должен выжить любой ценой. И у него, как ни странно, сохранились иллюзии (настоящей семьи - в "Возвращении", мужского братства - в "Бумере"). То, что с ним происходит, по сути, драма прощания с иллюзиями. Драма лидера.

Отношения с Отцом. Вот главная тема российского "фестивального" кино девяностых и нового века. И в "Хрусталеве" Германа, и в последних фильмах Сокурова, по сути, решалась одна проблема. Это проблема мучительных отношений с Отцом - реальным и символическим. В его роли могут выступать Ленин, Гитлер, мирный доктор - да кто угодно. При этом фигура Отца у наших фестивальных "стариков" или носит изначально негативный характер, или же Отец служит источником/ жертвой грубого немотивированного насилия. Это фильмы, в которых герою невозможно сопереживать. В силу чудовищности самого образа или ситуаций, в которые попадает главный персонаж. Образ Отца изначально заряжен мощной энергией отрицания.

Дело в шестидесятых. В идеологии сопротивления власти. И в энергии сопротивления, которая надолго пережила советскую власть. И в конце концов оказалась энергией чистого разрушения. Новые режиссеры лишены этой энергии и чужды этой идеологии. Они внесли в старую тему - Отец и дети - совершенно новое чувство. Это сочувствие к Отцу.

Трагическое возвращение настоящего лидера. Вот что происходит в российском кино. В "Бумере" главный герой - предводитель волчьей стаи. В "Возвращении" - глава семьи. Это мир, в котором главное - воля к власти. Это мужское кино. Женские роли в нем эпизодичны по сути. И этим оно похоже на фильмы новой британской волны - на "Карты, деньги, два ствола" Гая Ричи, к примеру. Это фильмы о положительной морали вожака.

Есть две проблемы. Одна - устоявшаяся фестивальная обойма. От года к году русское кино на крупных международных форумах представляет одна и та же компания. Ее время от времени разбавляют "молодые": мелькнут - и исчезнут. Это, по сути, проблема внешняя. На некоторых фестивалях - к примеру, документальном, в Оберхаузене - она уже решена: в Оберхаузене давно выступают совершенно другие лидеры и побеждают фильмы нового поколения. Есть и другая проблема. Гораздо более важная. Проблема доступа к производству фильмов. И один-единственный успешный пример - Звягинцева - здесь, по сути, может открыть новую эпоху. Потому что за Звягинцевым могут прийти другие - молодые, успешные, незнакомые.

В жесткости нет ничего нового. Трудно превзойти "Хрусталев, машину!" по жесткости отдельных сцен. Новое поколение режиссеров отталкивается от жизненной реальности, и потому их фильмы жестки. Но в них уже нет той садомазохической тяги к насилию ради насилия, как у их старших товарищей. Насилие - лишь эпизоды. Главное - новая мораль. Это мораль Лидера.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Цифровые политтехнологии руководство партии будет внедрять даже принудительно, но только в 2026 году

0
986
Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Дарья Гармоненко

Иван Родин

До закона о ликвидации этого учреждения руки не дошли

0
1235
Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

0
593
Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

0
412

Другие новости