0
839
Газета Акцент Интернет-версия

31.03.2004 00:00:00

Берлиномосква

Тэги: германия, выставка, арт


германия, выставка, арт Большая немецкая живопись. Галерея «Риджина».

Берлин большой, никому не тесно. Поэтому из «берлинского пирога» легко вырезать современную выставку на любой вкус: для Дома фотографии – фотографии (см. НГ от 30.03.04), для Дома Поленова – инсталляции, для галереи «Риджина» – живопись. Все довольны, все в своем репертуаре.

Немцы из «Риджины» любят большие холсты и ценят сильные эмоции. Словом, они чудо как похожи на украинских хлопцев, обычных питомцев галериста Владимира Овчаренко. Если «Барбекю у Рейна» (Франк Бауэр, 2003), то – с фигурами в человеческий рост и размером произведения 2х6 метров (так что одного холста не хватило, и пришлось соединять два). Если «Хаммер 2» (Татьяна Долл, 2003), то – с портретом джипа в натуральную величину и холстом 2,05х3,71 метра. Это мощные картины, которые прежде всего давят своей физической массой.

Это живопись, которая склона передавать сильные ощущения. Например, восхищение горными вершинами – маленький человечек на маленьком пятачке земли посреди горного серпантина поставил свою маленькую зеленую машинку, чтобы полюбоваться огромными лесистыми горами (Свен Кронер, «Без названия», 2003, 2,2х3,1 м). Или счастье физкультурников в белых штанах при виде пролетающих над ними голубых самолетиков (Норберт Биски, «Это не драма», 2004, 1,5х2,1 м). То есть это живопись, романтическая в своей основе, но современная по своей технологии. Как Каспар-Давид Фридрих после школы Базелица. Или как Дейнека после обучения в современной кунстакадемии.

Немцы в Доме Поленова выглядят точь-в-точь как московские артрадикалы. Шарон Энтехаби в своей работе «Счастливая пища» (2004) заснял маленькую мусульманку (в синеньком скромном хиджабе), за обе щеки уплетающую макчикен с необыкновенно довольным видом (а рядом с телевизором – копия рекламного плаката Happy meal из «Макдоналдса»). Последствия злоупотребления гамбургерами демонстрирует Мариса Маза: они ясно видны по фигурам немецких пэтэушниц разноплеменного происхождения. Их домашние фотки, сделанные плохими камерами, выставлены в духе идеи «художником может быть каждый», но только не самими авторами снимков, а художницей, которая, как «куратор плохого искусства», выставляет таким образом напоказ чужую идентичность. Ядро субкультуры немецких пэтэушниц – рэп. Девчонки-турчанки, арабка и хорватка выступают в самодеятельной рок-группе «Шлези герлс» (с текстами можно ознакомиться тут же – на стенке, а музыку послушать в наушниках). И ничего страшного. Ничем не лучше, чем рок-группа «Час пик», существовавшая в моей родной школе.

Рэп немецких пэтэушниц. Дом Поленова. Фото Артема Житенева (НГ-фото)

Обе выставки с успехом доказывают, что никакого различия между немецким и русским современным искусством нет. Есть, правда, небольшие социальные детали: например, в Германии гомоэротика и трансвестизм – это уже эстетика ПТУ, а в России пока еще нет. Да плюс к тому германские товарищи-инсталляционисты зациклены на политических вопросах почище наших молодых леваков, выучеников Осмоловского и Тер-Оганяна; они относятся к искусству в духе современной левой идеи: «думай глобально, действуй локально», то есть критикуй «Макдоналдсы» в любом месте в любое время (Шон Снайдер и в Саудовской Аравии нашел мясистые следы гамбургеров, то есть транснациональных корпораций). Но такие небольшие социальные различия легко преодолимы.

Если заменить имена на славянские, то разница между Москвой и Берлином сотрется начисто. И потому логичной вершиной трех проектов выглядит объект Анатолия Журавлева, выставленный в «Доме Поленова». Он живописен – это связка маленьких разноцветных каучуковых шариков дымчатой раскраски. Он фотографичен, потому что в центр каждого шарика вмонтирован миниатюрный фотопортретик (каждый – размером меньше копеечной монеты). Он социален, так как каждый портретик представляет знаковую поп-персону (но, впрочем, изображения эти так малы, что о героях можно скорее догадаться, чем уверенно их идентифицировать. Объект Журавлева выставлен в Доме Поленова посреди немецких инсталляций. Этот художник объединяет Москву и Берлин в одном (своем) лице. Как активный участник московской артсцены, который уже много лет подряд живет в Берлине.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Цифровые политтехнологии руководство партии будет внедрять даже принудительно, но только в 2026 году

0
733
Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Дарья Гармоненко

Иван Родин

До закона о ликвидации этого учреждения руки не дошли

0
863
Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

0
430
Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

0
297

Другие новости