0
5895
Газета Акцент Интернет-версия

20.07.2004 00:00:00

Здрасьте, я ангел смерти

Тэги: фото, савадов, покойники


фото, савадов, покойники Арсен Савадов. Книга мертвых. 2000–2001.
Фото предоставлено Московским домом фотографии

Арль и Авиньон расположены неподалеку друг от друга. Эти два веселых и гостеприимных города французского юга дали жизнь двум знаменитым европейским фестивалям – театральному и фотографическому. В Авиньоне, в бывшей капелле лицея Сен-Жозеф, показали «Ангела смерти» (режиссер – Ян Фабр). В Арле, в бывшем железнодорожном ангаре, Московский дом фотографии выставил «Книгу мертвых» Арсена Савадова. Два самых радикальных проекта двух фестивалей удивительно схожи в своем отношении к предмету.

 

Страшилка хореографа

 

В черной комнате были черные-черные стены... А посредине комнаты стоял черный-черный квадрат... Начинать рассказ об этом спектакле нужно как детский жутик.

Небольшой подиум расположен в центре зала. Ровно 100 зрителей рассажены вокруг этой сцены на маленьких черных подушечках. По стенам – 4 огромных экрана. Поначалу на каждом экране спроецирован один и тот же музейный коридор. К середине спектакля вокруг зрителей крутятся (в духе круговой кинопанорамы на ВДНХ) баночки с заспиртованными младенцами, черепа, скелеты и прочая жуть. А в центре зала кружится в танце таракана Ивана Йозич.

«Ангел смерти» – это сочетание пластического действа и видеоинсталляции, драматического спектакля и джазового концерта. Все представление держится на постоянном «разговоре».

Ангел – это насекомое. В самом начале Ивана Йозич лежит на сцене мускулистой попой кверху, потом раздаются какие-то невнятные неприятные скрипы, похожие на поскребывание пенопластом по стеклу – это старается саксофонист: он всяко-разно трет и терзает мундштук, постепенно переходя к более музыкальным завываниям. В такт им начинает слегка подергиваться сначала рука танцовщицы, а потом уже и другие части ее тела. Только-только зритель привыкает к тараканьим позам Йозич и взвизгам саксофона, как у танцовщицы прорезается голос – совершенно неожиданно она шипит: «Бонн жжурр. Же сви анжжж деляморт», то есть «Здрасьте. Я ангел смерти».

 

Труп в быту

 

«Книга мертвых» – самый знаменитый древнеегипетский текст. Несмотря на то, что в оригинале у этой книги совсем другое название и смысл. Потому что это книга не о смерти, но о победе над ней. Изображения покойников, которыми переполнены древнеегипетские росписи, служат той же цели. Это изображения, помогающие при переходе в иной мир.

«Книга мертвых» – это не только знаменитый древнеегипетский текст. Англичане в XIX веке называли так альбом со снимками мертвецов. В американском фильме «Другие» главная героиня находит такой альбом постановочных фотографий. Покойники в их лучших одеждах сидят в своих привычных позах – на диване или за столиком. Если бы не их закрытые глаза, то эти снимки казались бы обычными портретами из семейного альбома. Другой пример – украинские групповые фотографии с покойником в центре – особый жанр, потому что предметом съемки выступают не только ушедшие, но и живые.

Но «Книга мертвых» Арсена Савадова посвящена мертвецам, которые не могут уйти. Трупы из анатомички расставлены «как живые» и помещены художником в интерьер, абсурдно забитый повседневными предметами. Что делает у стремянки мертвый мужик с подвязанной челюстью? А почему кресло стоит на столе? Перегруженный интерьер усиливает общую ситуацию кошмара. Швы после вскрытия, трупные пятна, следы застывшей крови не могут не вызывать омерзения.

 

Шок и катарсис

 

Ангел смерти должен сулить освобождение. Он прилетает, чтобы забрать с собой душу умирающего, то есть облегчить наконец его земные страдания. Но спектакль Яна Фабра посвящен ангелу, любующемуся собой. Омерзительному ровно настолько, чтобы привлекать зрителей.

В мертвецах нет ничего нового. Но все равно столкновение с ними и пугает, и завораживает. В этом испуге-завороженности секрет притягательности покойника для зрителя. Его образ неоднозначен. Он способен вызвать только испуг-напряжение-неудовольствие и способен привести к очищению через переживание. То есть к катарсису. Который и есть цель греческой трагедии.

Шок лежит в основе современного искусства. Здесь нет тем, которые были бы запретны. Но нет и такой цели, какую ставили себе древние греки, изображая страдания и боль. Поэтому, доходя до «предельных тем», ни Фабр, ни Савадов не думают об освобождении от кошмара. Они нагнетают напряжение. Их интересует шок, который не дает катарсиса. Шок ради самого шока.

Арль–Авиньон–Москва


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Шаг к медиауспеху

Шаг к медиауспеху

Виталий Барсуков

Начинающие журналисты и блогеры прошли образовательный интенсив проекта «Другое Дело» и агентства «Россия сегодня»

0
252
Медийная борьба с политическими противниками в Германии

Медийная борьба с политическими противниками в Германии

Олег Никифоров

Почему в преддверии земельных выборов в Бранденбурге телеканалы наращивают атаки на правопопулистскую оппозицию

0
1411
Интернет в школы доставляют Starlink или Минцифры

Интернет в школы доставляют Starlink или Минцифры

Михаил Сергеев

После бюджетного финансирования учителя вынуждены налаживать связь самостоятельно

0
1306
Отечественная экономика больше уверенности внушает именно молодым

Отечественная экономика больше уверенности внушает именно молодым

Анастасия Башкатова

Российские потребители по умолчанию пессимистичны

0
1206

Другие новости