0
968
Газета Акцент Интернет-версия

10.08.2004 00:00:00

Душа и ее двойник

Тэги: краузе, фотография, выставка


краузе, фотография, выставка Джордж Краузе. Ногти. Хьюстон, 1975.
Фото предоставлено автором

Охотник за тенью

«В деревне у нижнего течения реки Юкона, на Аляске, один исследователь приготовил свой фотоаппарат, чтобы снять эскимосов, толпившихся у своих домов. Пока он наводил аппарат на фокус, староста деревни явился и попросил разрешения заглянуть под сукно. Он с минуту пристально смотрел на движущиеся на матовом стекле фигуры и потом, откинув голову, заорал толпе: «Он забрал в коробку все ваши тени!» Паника овладела народом, и в мгновение ока все рассыпались по домам». Так эту историю описал Джеймс Джордж Фрэзер.

Магическая основа съемок была ясна в XIX веке и нашим коми-зырянам. Они уходили от камеры. Ведь при съемке тень, силуэт отделяется от человека, а это может вести к его болезни и смерти. Причастность фотографии к царству теней, потустороннему миру до сих пор несомненна для народов, не отошедших еще от древней магии.

Метафизическая фотография – героическая попытка вывести тени за ушко да на солнышко. Потому что в основе такой фотографии – исследование природы света в его взаимодействии с предметами и средой. Причем такое исследование, которое представляет свет как материальную данность. А значит, предъявляет зрителю и царство теней.

Темное пятно причудливой формы крадется по стене. Оно зловеще нависает над согбенной фигурой так, что ясно – истинным хозяином положения является именно госпожа тень, которая глубже, больше и тяжелее своего «владельца». «Тень» (Испания, 1964) – эмблематическая работа Джорджа Краузе.

Духи странствуют по миру и повсюду подстерегают людей. За хрупким фасадом цивилизации таится древний ужас, свидетельство смутной веры в вездесущих тварей. Следы этого ужаса охотно находит Джордж Краузе. Его волнуют проявления нереальности в реальном.

Ожившая скульптура

Монстры таятся везде. В тени, в тумане, в отражениях, в скульптурах, даже в частях человеческого тела. Вот девочка в платьице белом прильнула к своему огромному бронзовому «двойнику». Скульптура, на которую она залезла, не уступает лучшим творениям Церетели – это огромный гриб с героями Кэрролла вокруг да около. Такое сопоставление неживого с живым – комично. В образе «Алисы» (Нью-Йорк, 1965) у Краузе неразделимо смешаны комическое и сюрреальное, потому что выполнена фотография вовсе не в духе снимков 13-й полосы «Литературки». Резкое соотношение белого и черного подчеркивает вес мрачной скульптуры – рядом с легким беленьким платьем девочки темная бронза выглядит зловеще. Удвоение Алисы вызывает странный эффект. Эффект черного юмора.

Это фотография ужаса. Она значит гораздо больше, чем какой-нибудь кинокадр из фильма про Дракулу, потому что снимок обладает собственным, свернутым внутри него, сюжетным зарядом. Этот заряд неоднозначен – он может выстрелить анекдотом и может быть развернут в трагедию.

Идол значит много больше, чем плоское «изображение». Он обладает особой жизнью, возможно, протекающей не в масштабах человеческого времени. Но следы этой странной витальной силы скульптур можно уловить при помощи камеры – стоит лишь присмотреться...

Муки и страсти

Кисть распятого вдруг выглядывает из-под белоснежного, чистейшего, накрахмаленного покрывала. И в этом кадре («Иисус», Гватемала, 1975) запечатлено любовное отношение тех, кто укутывал статую как живого Иисуса.

Есть люди, которые знают о бдительном присутствии рядом с нами драконов и подвижников. Конечно, это католики. Цикл Краузе «Святые и мученики» представляет христианских героев такими, какими их видит простой обыватель в обычной церкви – статуями. При этом фотографа интересуют вовсе не «высокие образцы», не искусство скульптуры, но непосредственность выражения таинственной сути, которая явлена в бесхитростных истуканах в степени возможно большей, чем в творениях великих мастеров.

Живость статуй иногда отталкивает. Она неприятна, как на снимке «Три слезы» (Мехико, 1986): три навечно застывших капли вытекли из глаза, кажущегося почти живым благодаря игре света, отражающегося в радужке. Едва-едва окоченел «Мальчик из хора» (Мехико, 1990). Свежа посмертная щетина «Римского святого» (Италия, 1968). До ужаса реальны морщины «Восковой работы» (Мехико, 1986). Это оживление неживого особенно поражает в фигурах грешников.

Краузе много ездил по бедным окраинам католического мира. Но по его снимкам трудно говорить об этнографии места. Речь идет об иконографии духа. За христианским фасадом проглядывает – иногда с почти эйзенштейновской силой – какая-то иная, языческая, жестокая вера Латинской Америки. Окровавлен «Добрый пастырь», страшен терновый венец – как огромная шапка из шипов – на голове Иисуса страдающего, разбиты до мяса колени распятого. Это жесткая вера в бесконечное страдание. Ее уравновешивает только странное чувство черного юмора, иногда проскальзывающее у Краузе.

Существа и сущности

Мелкие животные воспринимают части нашего тела отдельными созданиями. Попугаи клюют пальцы, потому что принимают их за особого рода змей. Кисть со снимка «Ногти» (Хьюстон, 1975) живет совершенно отдельной жизнью – как независимое и странное животное с ухоженными агрессивными когтями, в них таится смутная угроза для чужого лица, которое кисть закрывает. Правда деталей может противоречить «реальности» целого.

Детали у Краузе часто отрываются от предметов. Без какого-либо монтажного усилия автора они переходят к отдельному бытию. Потому что образ, рожденный светом, в его снимках доминирует над «предметностью». Такое понимание фотографии ведет иногда к странным визуальным результатам: самая простая ситуация – встреча девушки со слонами в зоопарке или цирке – может выглядеть как столкновение с иной реальностью.

Сюжет прост как мычание. На картинке – два слоновьих хобота и пучок женских волос между ними. Но «Девочка слон» (Филадельфия, 1965) – еще один знаковый для Краузе кадр. Хоботы похожи на стволы, а пук волос – на совершенно отдельное живое существо, какого-то кальмара в волшебном лесу. Морщинистые темные хоботы и прямые белесые волосы вступают в определенное отношение друг с другом, вне всякой связи с теми фигурами, частью которых они вроде бы должны являться. Это не «девочка» и не «слоны», а некая особенная сущность – «девочкослон», которая проявилась на минуту и через мгновение рассеется...

Метафизическая фотография легко порождает навязчивые образы. Именно порождает, потому что Краузе в своей серии «Улицы» запечатлевает не предметы и не людей, а те состояния, в которых они оказались по воле света и рамки кадра (то есть фотографа). Состояния, которые по своей природе мимолетны и являются сущностными лишь потому, что их успел увидеть человек с камерой. А материальные существа, которые при этом сняты, выглядят лишь как декорации. Такой метод познания – прямая противоположность «документальной съемке», настаивающей на цельности и непрерывности мира. Метафизическая фотография портретирует значимую случайность. Это мир легко преходящих теней, которые могут обернуться и жестоким мороком, и легким утренним туманом.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Цифровые политтехнологии руководство партии будет внедрять даже принудительно, но только в 2026 году

0
746
Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Дарья Гармоненко

Иван Родин

До закона о ликвидации этого учреждения руки не дошли

0
875
Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

0
437
Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

0
302

Другие новости