0
1312
Газета Акцент Интернет-версия

28.09.2004 00:00:00

Искусство капиталистического реализма

Тэги: искусство, соцарт, тенденции


искусство, соцарт, тенденции На фоне Патриарха снимается красотка.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)

Любая ирония имеет свой предел. То есть ту точку, когда становится «уже не смешно». Соцарт дошел наконец до той точки, когда «совсем не смешно». То есть превратился в свою противоположность – искусство социального пафоса. Искусство капиталистического реализма.

Соцарт – искусство, похожее на ГЭС. Выработка его энергии была связана с резкой разницей двух уровней, двух систем – социалистической и капиталистической. Соцарт был живее всех живых благодаря мощному критическому эффекту столкновения – например, модернизма и социалистического реализма, как в работе Леонида Сокова «Встреча двух скульптур» (фигура Ленина идет навстречу герою Джакометти). При этом соцарт использовал систему идеологических знаков, то есть именно тот «соцреализм», который отсылал зрителя к чему-то большему, социализму в целом, и тот именно «модернизм», который служил маркером капитализма. Пропасть между двумя социальными системами обеспечивала интерес к такому типу искусства. Исчезновение разрыва между социализмом и капитализмом обусловило постепенный закат соцарта в девяностых. Утрата ценности идеологических знаков социализма привела к отходу соцарта в художественные архивы. Из идеологического искусства соцарт превратился постепенно в декоративно-прикладное. Ветераны такого искусства продолжают по старинке ваять, скажем, Ильича с головой Микки-Мауса, как Александр Косолапов, но это уже – садово-парковое искусство для новых русских, которое ведет не к молниеносному разряду очистительного смеха, но к неловкому «гхы-гхы».

«Классический» соцарт помещает иронию внутрь самого произведения. Но при этом ирония связана напрямую с контекстом. Как, например, в знаковой работе Комара и Меламида – профили двух художников, заключенные в медальон, воспроизводят советский иконический типаж. Что может быть смешнее? Для того, кто помнит, как выглядел канон изображения Маркса-Ленина-Сталина. Значение этого образа напрямую зависит от «социальной памяти» зрителя. Вне соцреалистического контекста это изображение непонятно.

Другой тип соцарта обращался только к контексту. Например, официальная фотография Брежнева, целующего Хонеккера, в газете «Правда» выглядит как официальный отчет о братской встрече, тот же снимок в гей-клубе – как намек на подспудные мотивы мужского братства, а роспись Дмитрия Врубеля на Берлинской стене как напоминание об оборотной стороне русско-гэдээровской дружбы – границе, отделявшей Германию от Германии. Здесь само место показа обладает сильным содержанием. И столкновение Стены с Картиной работает как мощный катализатор смыслов.

В Москве пару лет назад была открыта Галерея одной работы. Ее первой картиной стал портрет Путина, нарисованный Дмитрием Врубелем и Викторией Тимофеевой. С тех пор пути Дмитрия Врубеля и Фарида Багдалова, художника-основателя этой галереи, разошлись – в бизнесе, но не в искусстве. То есть Врубель и Тимофеева больше не дружат с Галереей одной работы, но вот направление их творчества осталось общим. Это движение к новому монументальному стилю.

Соцарт Врубеля пережил и социализм, и соцреализм. Потому что его произведения были лишены внутреннего иронического содержания. Но то, что раньше выглядело как насмешка, теперь уже смотрится как утверждение новой идеологии. В лужковской Москве дичайшие стилевые сочетания вовсе не являются попытками иронической деконструкции, они, наоборот, выражение нового имперского пафоса. И потому монументальные портреты мэра, которые день подряд по улицам возили на платформах, выглядят как гимн. Вот только стилистическое определение этого искусства должно измениться. Это уже не соцарт. Это – искусство капиталистического реализма. Новый имперский стиль.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Обвиняемые получат второй шанс на суд присяжных

Обвиняемые получат второй шанс на суд присяжных

Екатерина Трифонова

Новое рассмотрение уголовного дела не отменяет возможности такого ходатайства

0
540
Партия Миронова не уклоняется от генеральной линии

Партия Миронова не уклоняется от генеральной линии

Дарья Гармоненко

"Справедливая Россия" решила поучаствовать в дискуссиях об ограничении интернета

0
646
В лесопромышленном комплексе спад продолжится до 2028 года

В лесопромышленном комплексе спад продолжится до 2028 года

Михаил Сергеев

Почти 70% инвестиционных проектов не достигают обещанных результатов

0
772
Борьба с мигрантами обретает фискальную логику

Борьба с мигрантами обретает фискальную логику

Иван Родин

Правительство снизит ряд штрафов для турбизнеса, чтобы было легче их собирать

0
762

Другие новости