0
757
Газета Акцент Интернет-версия

13.10.2004 00:00:00

Может ли женщина быть красивой при капитализме?

Тэги: интерфото, фестиваль, фотография


интерфото, фестиваль, фотография Война – одна из главных тем современной фотографии. Босниец Зия Гафич – «специалист по съемкам событий, которые уже закончились», видит следы конфликтов в самом идиллическом пейзаже.
Фото предоставлено организаторами фестиваля «Интерфото»

Пир фотоманов и профи

«Интерфото» – фестиваль профессионалов. Раньше он был рассчитан только на тех, кто занимается фотографией практически. Поэтому мастер-классы и просмотры портфолио привлекали обычных его посетителей не в пример больше, чем выставки или лекции. Но в этом году все может измениться.

«Интерфото» отмечает свой 10-летний юбилей. К празднику организаторы отнеслись всерьез. Во-первых, сменили место – теперь основной площадкой фестиваля стал Центральный дом художника (там гораздо просторнее, чем в Новом Манеже, где «Интерфото» обитало еще в прошлом году). Во-вторых, растянули время – теперь события длятся почти неделю (в 2003 году на входе в Новый Манеж в последний, третий, день толпилась нерегулируемая очередь). И, наконец, юбилейная программа гораздо шире и представительнее: в ней – лекция знаменитого американца Энтони Суо и круглый стол «Агентский бизнес», семинар по фоторедактированию и демонстрация фильма «Письма на песке» британца Мюррея Мартина. Три дюжины мероприятий, рассчитанных зачастую на совершенно разную публику.

Около 800 кадров – таков объем свежей экспозиционной программы. Кроме снимков победителей 9-го ежегодного конкурса «Пресс-фото России», на этот раз публика может увидеть широкую панораму всего «постсоциалистического» мира – от Балкан на западе до Иртыша на востоке. То есть нынешний фестиваль рассчитан на фотофэнов не в меньшей степени, чем на фотографов. А его главная тема – повседневность.

По воде аки по суху

Обычная жизнь незаметных людей несет в себе мощный заряд абсурда. Важно только увидеть привычный мир под непривычным углом зрения. Так, как это делает, к примеру, Мартин Коллар.

Ни переполненные трибуны, ни купающийся мужик по отдельности ничем не примечательны. Но вот солидный усач, который нежится в ванне на фоне огромного стадиона, битком забитого людьми, производит странное впечатление. Причем странность этого соединения напрямую вытекает из обыденности обоих планов, взятых по отдельности. Целое – снимок Коллара – выглядит так, словно фотограф смонтировал сюжет из двух частей. Но это монтаж, который произошел не после съемки, а до нее – в мире, находящемся перед объективом. И это «монтажные склейки», которые разрывают привычную логику.

«Я верю, что мир, лежащий перед фотографом, – реален». Вот неосознанная исходная посылка, на которой покоится доверие зрителя к репортеру. «Значит, и фотография правдива», – вот вывод. Мартин Коллар разрушает основу – он видит такой мир, в реальность которого поверить иногда трудно: очень трудно поверить в поверхность пруда, по которой прохожий идет к виндсерферу, плывущему на доске под парусом, – и, однако, детальность отражений в водном зеркале, кажется, убеждает в том, что все происходит «на самом деле», что в таком снимке нет ни компьютерного монтажа, ни какого-нибудь иного хитрого технического приема. Логика переворачивается: тут реальность самого снимка ведет наблюдателя к тому, что он вынужден признать созданный автором мир. Этот мир реален вопреки тому, что ситуация абсурдна.

Черная полоса праздника

Повседневность наполнена неприятными событиями и странными людьми. Но их присутствие на снимке требует от документалиста некоторой смелости. Смелости в признании того, что жизнь полна некрасивых деталей и неловких ситуаций. И особого чутья на мерзости жизни.

В Клубе на Брестской открыта выставка Валерия Нистратова. Ее название – «Психология праздника», хотя «изнанка праздника», пожалуй, более точное определение сути этих фотографий. Оборотная сторона – это нелепые позы танцоров и завистливые взгляды неудачников, пьяные несчастливые пары и одинокие лица в общей сутолоке. То, что превращает праздник – в наказание.

Когда всем хорошо, кому-нибудь обязательно плохо. И чем лучше всем окружающим, тем хуже этому одиночке, извергнутому из толпы. Такое психологически точное наблюдение лежит в основе лучших снимков Валерия Нистратова. Этого «кого-то» довольно легко обнаружить посреди самой теплой компании. Еще проще – в большой толпе: вот он, в центре кадра, – бедный пожилой инвалид, едва-едва передвигающийся на двух костылях – его ботинки подвернуты назад, пустые брючины волочатся по пыльной земле, мятый пиджак скособочен, кепка криво нахлобучена, весь он – вывернут буквой «С», а взгляд, полный непередаваемой зависти, скрючен в спину широкоплечего брюнета, обнимающего сразу двух стройных крашеных блондинок: одну – правой рукой, другую – левой. Такое мгновение стоит сотни официальных праздничных реляций.

Под обломками «чешской школы»

Будет ли женщина красива при коммунизме? Именно такой подзаголовок носила статья одного из авторов журнала «Фотография-63» (вопрос риторический – разумеется, будет!). Этот журнал был для советских фотографов рупором «чешской школы». Ее тогда воспринимали как глоток свежего воздуха в атмосфере затхлого советского официоза. И действительно, чехословаки создали социалистическую фотографию с «человеческим лицом».

Прошло 40 лет. Чехия и Словакия давно уже не существуют как единое целое, больше того, целое поколение профессионалов выросло в некогда единой стране по разные стороны границы. В России чешскую фотографию нового тысячелетия знают плохо (хотя несколько выставок, устроенных Владимиром Биргусом во время последнего Московского фотобиеннале, существенно улучшили ситуацию), а новую словацкую фотографию не знают вовсе. Слайд-показ Мартина Коллара на «Интерфото» – одна из немногих для москвича возможностей познакомиться с ней вживе.

«Чешская школа» была фетишем для советских фотографов шестидесятых и семидесятых. Ее следами, как бороздами, до сих пор испещрена наша фотокарта. Ее влияние – через десятилетия – до сих пор ощутимо. И сегодня русский фотограф Валерий Нистратов, начавший свою работу в девяностые, формально гораздо ближе к чешской школе шестидесятых, чем молодой словак Мартин Коллар. Но есть одно существенное отличие. Гуманистический пафос полностью исчез. Его нет в «праздниках» Нистратова.

Абсурд может быть окрашен в светлые, лирические тона. Мартин Коллар видит абсурдные картины повседневности, но для кафкианства его героям не хватает болезненного напряжения. Даже какой-нибудь мужик, бросающий топор, выглядит у Коллара душкой и лапочкой. У Нистратова, наоборот, снимки полны мрачной суггестии: странные детали подчеркивают идиотизм обыденной жизни его героев. При том, что точка отсчета одна – «чешская школа», результат совершенно различен – один фотограф усвоил формальные приемы, а другой – общий гуманистический пафос своих предшественников.

Может ли женщина быть красивой при капитализме? Это тоже риторический вопрос. В девяностых в России вырос целый куст фотографов, которые могут уверенно ответить: «нет». Этот род слепоты, иногда талантливо поданной, но никогда не приятной.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Цифровые политтехнологии руководство партии будет внедрять даже принудительно, но только в 2026 году

0
422
Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Дарья Гармоненко

Иван Родин

До закона о ликвидации этого учреждения руки не дошли

0
464
Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

0
283
Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

0
187

Другие новости