0
733
Газета Акцент Интернет-версия

10.11.2004 00:00:00

Музыкант в табакерке

Тэги: москва, орган, настройка


москва, орган, настройка Настоящий органист всегда ведет с инструментом внутренний диалог.

Привычной чинности пустынных белых коридоров Московского дома музыки как не бывало. На полу лежат груды непонятных маленьких сверточков из коричневой бумаги, всюду раскиданы инструменты, и откуда-то из глубины доносятся отрывистые и гулкие звуки. Монтаж самого большого в России органа почти закончен, полным ходом идет его интонировка, то есть настройка.

 

Трубы и трапы

 

«Ну, пройдемте в орган», – импозантный главный смотритель органа и начальник органного участка Павел Николаевич отворил совершенно обычную дверь. Попав внутрь, человек начинает себя ощущать не то персонажем из «Городка в табакерке», не то матросом на подводной лодке – тесное многоярусное пространство сплошь занято трубами, между ними и стеной едва остается проход для человека, и через вертикальные колодцы вверх и вниз тянутся красные вертикальные металлические лестницы-трапы.

В этом лесу из труб слышен голос механического соловья. Фото Натальи Преображенской (НГ-фото)

Откуда-то возникают двое плотных, розовощеких и неуверенно улыбающихся мужчин. Это Мартин и Хайнц, настройщики органа, принимавшие участие и в его постройке – это заняло примерно два года и стоило, по официальным данным, около двух с половиной миллионов евро. После того как тридцатитонный инструмент начерно интонировали в Бонне, его на шести трейлерах привезли в Москву, где и предстояло заняться окончательной отладкой всех его шести тысяч труб – от огромных, десятиметровых до крохотных, в сантиметр. Интонировка в общей сложности займет около пяти месяцев, и все это время Мартин с Хайнцем начинают в полшестого утра, а заканчивают глубокой ночью. Потом, после Москвы, они немного отдохнут, дальше поедут работать в Пекин, потом – в Оман. «Да, странно немного для мусульманской страны, но там будет частный орган, знаете, на нефтяные деньги что угодно построить можно».

 

Соловьи и колокольцы

 

Настройка труб – дело хлопотное. «Вот эти, металлические, – с ними легче, а с деревянными сложнее, конечно. Они сделаны из дуба, сосны и – как это по-английски – ах да, груши. Понимаете, первые два-три года вообще идет привыкание органа к климату и режиму использования, а тут еще зимой и летом меняются влажность и температура, соответственно меняется звучание. Древесина пересыхает – труба начинает «кричать» либо не отвечает вообще, так что наша цель настроить его на более-менее средние показатели».

Мартин вращает похожее на мельничное деревянное колесо с тонкими лопастями – оно тренькает колокольчиком. А вот россиньоль («соловей») – в Москве такого не услышишь точно, да и в России, кажется, тоже – булькание обычного машинного масла, залитого в две соединенные трубочки, оборачивается натуральным щелканьем и трелями соловья.

 

Инструмент с характером

 

Новый московский орган задуман как концертный инструмент с ноткой немецкого романтизма. Стилизацией это не назовешь, это настоящий орган XXI века, с компьютером и выходом в Интернет – для удаленной диагностики его состояния, но звучание явно немецкое. Сравнить хотя бы со знаменитым органом Кавайе-Колля, который установлен в Большом зале консерватории – это настоящий французский романтический орган, у него и характер звучания другой. Француз яркий, симфоничный, у него акцент делается на язычковые трубы, а немец более мягкий, певучий, его звук определяется трубами лабиальными. Хайнц печально улыбается: «Да, этот орган Кавайе-Колля – прелестный инструмент, но он же в плачевном состоянии, его надо реставрировать, причем осторожно – это же настоящий памятник».

Если орган сделан качественно и его звучание не конфликтует с залом или храмом, где он установлен, то счет его жизни может идти на столетия. Самым старым из ныне функционирующих органов считается инструмент в швейцарском городе Сионе – он был создан в XIV веке. А вот если не придется орган, что называется, ко двору, то срок жизни его куда меньше – 30–40 лет. Например, сейчас в московском католическом храме на Малой Грузинской заканчивают монтаж «секонд-хенд» органа пятидесятых годов из Базеля – там он почему-то не прижился. К Рождеству обещают закончить, а до тех пор придется довольствоваться звучащим там электронным инструментом.

 

Полный ветер

 

В пустом зале слышится тишайшее пианиссимо. Человек в зеленой рубашке сидит спиной ко мне на покрытой дерюжкой деревянной скамейке и перебирает клавиши, расположившиеся перед ним в четыре ряда. На самом деле у него есть специальный монитор, чтобы видеть дирижера. По обе стороны от него – похожие на дверные ручки круглые переключатели регистров с надписями латиницей: «флейта», «туба магна»... Нога в кроссовке давит на педаль.

Павел Николаевич комментирует: «Орган требует особой координации движений, у пианиста вот нога непременно пойдет за партией руки. Хороший органист понимает, что он находится в диалоге с величественным инструментом, плохой – насилует его, и ничего не выходит».

Плавные звуки вдруг сменяются безумным оркестром отбойных молотков. Человек в зеленой рубашке подмигивает мне: «А еще он может рычать. Полный ветер!»


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Цифровые политтехнологии руководство партии будет внедрять даже принудительно, но только в 2026 году

0
668
Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Дарья Гармоненко

Иван Родин

До закона о ликвидации этого учреждения руки не дошли

0
781
Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

0
399
Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

0
276

Другие новости