Еще месяц назад новое здание ГЦСИ стояло в строительных лесах.
Фото Артема Житенева (НГ-фото)
15.11–15.12. Выставка современного польского искусства «Под бело-красным флагом. Новая штука из Польши». «Завод» ГЦСИ.
«Завод» – это новое строение Государственного центра современного искусства. Здание Михаила Хазанова внешне напоминает о проектах советских авангардистов двадцатых годов – таких, как Эль Лисицкий. Но суть этого центра не в оболочке, а в начинке. Наконец-то в Москве появился первый зал, приспособленный для современных выставок. И вот – первая экспозиция.
Название звучит странно – «Новая штука из Польши». Если уточнить, что «штука» по-польски значит «искусство», то название перестает быть таким загадочным, однако новый смысл может быть даже интереснее, чем прямой перевод, потому что современное искусство и занимается тем, что показывает зрителю разные «штуки» и даже клоунские номера. Среди экспонентов – знаменитые художники Павел Альтхамер, Катаржина Козыра, Збигнев Либера, Артур Жмиевский, Роберт Румас.
18.11–6.12. Валерий Мишин. RE RE (РеРеализм. Остаточный Реализм). Монопринты, рисунки, инсталляции. Московский музей современного искусства (Ермолаевский пер.).
Фотограмма – это фото без камеры. То есть непосредственная фиксация тени предмета на фотобумаге. «Монопринт» Валерия Мишина – это фотограмма без... фотобумаги, то есть фиксация следов, оставшихся после реальных предметов, на обычной бумаге – под давлением гравировального пресса. Вот любопытный пример обратного влияния фотографии на печатную графику.
Питерский художник Валерий Мишин разработал новую технологию. В искусстве графики это случается не так уж часто. И придумал свою концепцию (что случается еще реже) – «остаточный реализм». Но, главное, Мишин добился удивительно поэтических результатов. С помощью нового приема он показал, что самый простой предмет (например, лист лопуха) на бумаге способен превращаться во что-то совершенно новое (например, дерево). А значит, его «монопринт», по сути, прямо противоположен фотограмме.