0
1173
Газета Акцент Интернет-версия

22.03.2005 00:00:00

Репортажи из внутреннего мира

Тэги: мун, уиткин, фотография, выставка


мун, уиткин, фотография, выставка Сара Мун. Снимок из серии «Красной нитью. По мотивам сказки Шарля Перро «Синяя Борода». 2005.
Фото предоставлено Московским домом фотографии

Кино без кинопленки

Сказка о Синей Бороде – это история страха. И Сара Мун портретирует страх, создавая атмосферу французского саспенса. Инсталляция «Красной нитью. По мотивам сказки Шарля Перро «Синяя Борода» – это видеофильм и серия пронумерованных, упорядоченно следующих друг за другом фотографий. Заново воспроизведен архетипический сюжет о мужском господстве и женском подчинении, сказка о Синей Бороде.

На снимках Сары Мун почти нет намеренно зловещих предметов. Зато каждый предмет выглядит немного угрожающим и каждая картинка – довольно тревожной. Простое дерево, чересчур разросшееся во дворе, с самого начала придает мрачный оттенок всей истории. И даже цветок в петлице мужчины-героя выглядит предзнаменованием чего-то недоброго.

Сюжеты большинства карточек будничны. Что может быть зловещего в колесе обозрения? Или в афишах на стене? Гнетущее напряжение создают не сюжеты, а сама манера видения: нерезкий, затуманенный взгляд и особое использование черного цвета (он явно преобладает над белым) – как фона, из которого выступает изображение (так выделяется на черном фоне мужского пиджака цветок, становясь эмблемой чего-то необозначаемого, но ужасного). Авторские комментарии (они входят в само произведение как его составная часть) – это цепочка микроэссе; они играют роль титров, но только это титры, которые подсказывают зрителю скорее настроение, а не сюжет. Они обозначают главную проблему – проблему страха перед неизвестным, тайного страха женщины перед мужчиной, входящим в ее жизнь.

Кино без кинопленки – это особенная область, где автор вступает в противоборство с самим временем. Художник, с одной стороны, борется за то, чтобы присутствовало развитие действия во времени, присущее кинематографу, а с другой – за то, чтобы каждый отдельный фрагмент повествования обладал собственной цельностью, замкнутостью в границах одного временного отрезка. Это противоречие между необходимой законченностью каждого «кадра» и требованием поступательного движения сюжета Сара Мун разрешает, обращаясь к архаическому времени. В мифологических сюжетах нет непредсказуемости, а потому и нет необходимости мотивировать каждый фрагмент действия через цепочку жестких причинно-следственных связей. Сара Мун создает лирическое отношение к мифологической конструкции. А потому в ее «Синей Бороде» мотивировкой деталей являются их настроение и эмблематическая, а не сюжетная связь с мифом. Видеоповествование, которое сопровождает фотоинсталляцию, следует этой же, сноподобной, логике.

При циклическом движении времени результат известен заранее. Тем ценнее само повествование. Вновь и вновь проходя один и тот же сюжет, зритель переживает то же, что и герои. И его способность заново пережить уже пережитое напрямую зависит от способности рассказчика, эпического поэта. Сара Мун разматывает сюжетную нить так, что зритель приближается к катарсису.

Объективная нереальность

«Живопись умерла с этого дня!» – воскликнул художник Поль Деларош, познакомившись с первыми опытами Дагера. Но живопись вскоре отвоевала свое.

Одно из произведений Джоэла-Питера Уиткина называется «Курбе и Рейландер» (1985). Гюстав Курбе – теоретик и практик реализма, художник, который сделал живопись служанкой «абсолютной правды». Оскар Рейландер превратил фотографию в орудие академического искусства. И тот, и другой жили в середине XIX века. Курбе уподобил картину – снимку, Рейландер сделал обратный шаг. Но поединок живописи и фотографии на этом не прекратился.

Джоэл-Питер Уиткин – наследник Оскара Рейландера. Он снимает ню, включая их в сложные аллегорические композиции. И в то же время Уиткин – правдоискатель, как Курбе. Только в своих поисках «абсолютной правды» он идет гораздо дальше жизнеподобия – туда, где простирается мир безруких мужчин и безногих женщин, обезьяньих скелетов и змеиных шкур. Это пространство не типического, но необычного. Бытие, в котором живое и мертвое являются частью единого целого, юдоли печали и плача. В последней четверти XX века Уиткин возвратился к тому спору, с которого началась история фотографии. На новом этапе – постмодерна.

Фотография была придумана для того, чтобы фиксировать «объективную реальность». Но стала одним из самых важных инструментов человеческой фантазии. И выставка Уиткина демонстрирует, как воображение художника предопределяет реальность. Он не использует ни монтажа, ни двойной экспозиции. Он не пользуется ни компьютером, ни другими техническими кунштюками. И при этом вселенная, которую создает мастер, – фантасмагорична, она лежит за пределами «объективной реальности», в области внутреннего опыта художника.

Мир Уиткина предельно натуралистичен. В деталях – их «абсолютная правда» такова, что она зачастую привлекает зрителей больше, чем сюжет в целом, как «Красавица с тремя сосками» (1998) привлекает именно этим третьим соском больше, чем аллегорическими смыслами изображения. И в то же время – это пространство «чистого искусства», погруженное только в себя.

К примеру, Уиткин следует за Пикассо. Как и Пикассо, фотограф деконструирует и одновременно воссоздает классические произведения при помощи собственного художественного метода. Но при этом деконструкция Уиткина сложнее, потому что она – отклик на отклик. Одно из произведений Уиткина, представленных на нынешней выставке, – эхо «Менин» Пикассо (в свою очередь, отозвавшегося на «Менины» Веласкеса). Это искусство аллюзий и взаимосвязей, расследование которых может занять толстые тома академических исследований. И занимает их: Уиткин любим толкователями.

В этой череде ссылок немудрено запутаться и потеряться. Работа «Курбе и Рейландер» Уиткина выглядит как фрагмент его же работы «Мастерская художника», а «Мастерская художника», в свою очередь, представлена в работе «Мастерская зимой» – как фотография, висящая на стене студии, в тяжелой раме. В том сложном универсуме, который строит Уиткин, в конечном счете может разобраться только сам художник. Поэтому зритель держится за детали, как за спасительную нить.

В ноябре Джоэл-Питер Уиткин собирается вернуться в Москву. Одна из его запланированных встреч – знакомство с московским художником Игорем Макаревичем, который несколько лет тому назад сделал собственную серию – оммаж Уиткину. Культурное поле затягивает все новые жертвы. А внутренний мир художника оказывается более притягательным, чем «объективная реальность».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Цифровые политтехнологии руководство партии будет внедрять даже принудительно, но только в 2026 году

0
418
Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Дарья Гармоненко

Иван Родин

До закона о ликвидации этого учреждения руки не дошли

0
461
Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

0
283
Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

0
186

Другие новости