0
1452
Газета Акцент Интернет-версия

12.04.2005 00:00:00

Дмитрий Черняков: «Я не верю в творческую опьяненность»

Тэги: черняков, опера, режиссер, маска, фестиваль


черняков, опера, режиссер, маска, фестиваль За внешностью молодого триумфатора скрывается вдохновенный трудоголик.
Фото Натальи Преображенской (НГ-фото)

«Аида» в постановке Дмитрия Чернякова стала и названа была событием прошлой весной, ясно было, что через год постановку привезут в Москву, на «Золотую маску», и именно она будет лидером состязания. Смешно было отказываться от замечательной мысли – сыграть «Аиду» в Кремле, но эта же идея едва не привела к провалу спектакля: сцена Кремлевского дворца съездов давно уже не использовалась для оперы, а акустика такова, что несколько лет тому назад для Римской оперы пришлось делать специальную выгородку и усиливать исполнение микрофонами. Жюри, как и публика, оказалось перед необходимостью: вообразить, как же все это выглядело и слушалось бы в нормальном оперном зале. На момент подписания номера мы не имели возможности выяснить, как же обошлось жюри «Маски» с опусом Дмитрия Чернякова. Хотя именно его можно назвать любимцем «Маски» и вообще Москвы: его «Похождения повесы» на Новой сцене Большого назвали лучшим спектаклем позапрошлого сезона даже те критики, которых до того в Большой на оперу водили родители, в прошлом году он получил сразу две «Маски» – за лучший спектакль малой формы («Двойное непостоянство» в Новосибирском «Глобусе») и за режиссерскую работу в опере («Похождения повесы» в Большом), две «Маски» получил он и в 2002-м – за лучшую оперную режиссуру и за лучший спектакль (за «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» в Мариинском театре).

– Какие у вас впечатления от показанной в Москве «Аиды»?

– Это, наверное, было самое большое испытание в моей жизни. Мне очень понравилась идея показать «Аиду» во Дворце съездов, но это было ужасно. Огромный зал по смыслу очень подходит спектаклю, и технические возможности в нем интересные, но там нельзя работать с оперой – микрофонное пение в любом случае ее убивает. Дело здесь даже не в честности живого акустического звучания – просто это не по правилам игры. Мы смотрим на сцену и не понимаем, где источник звука, ведь он идет из динамиков. Зрителю непонятно, кто, собственно, из актеров поет, а этим разрушается подлинность оперной материи.

И конечно, в этом шеститысячном зале люди, которые сидят на балконе, смотрят на сцену, словно от Солянки или Китай-города. Получается что-то из жизни муравьев, а не спектакль. Невозможно даже просчитать, как работать с этим помещением: казалось бы, актерам надо играть жирно, вкусно, гротескно, переигрывать. Но что тогда делать первым двадцати рядам партера – глядеть на паноптикум?

– Как отнеслась труппа к спектаклю? Было ли для актеров в этом отрицательном опыте что-то положительное и интересное?

– Очень сложный вопрос. Когда это закончилось – далеко за полночь, – труппа и работники спектакля уходили, как после смены в шахте. Они уже не могли что-то анализировать, они были выжаты. Театр – это всегда тяжелая работа, это забивание свай. Я не верю в легкость, вдохновение, озарение, в какой-то интуитивный кураж и творческую опьяненность. Я всегда верю в тяжелую работу – настоящее искусство именно этим и достигается. И могу только сказать спасибо актерам за их терпение.

За день до того генеральный прогон спектакля закончился в двадцать минут третьего ночи. Наверное, для драматического театра или какой-нибудь студии ночные репетиции нормальны и даже хороши, но в отношении оперы таких прецедентов я не встречал – даже в Мариинском театре. Это войдет в историю.

– А было в атмосфере ночного Кремля что-то особенное для вас как для режиссера?

– Выйдя ночью из Дворца съездов, я не чувствовал ничего, для меня это был просто кусок Москвы. В этих соборах похоронены все русские цари, здесь была Ставка Сталина, здесь решались очень важные дела – конечно, это обособленное, закрытое пространство. Но особой магии или харизматичности этого места я не ощущал.

А потом, пространство Дворца съездов для меня привычно, я там много раз бывал. Пятнадцать лет назад, когда я был совсем юн, а Дворец съездов был второй площадкой Большого театра, я даже сезон проработал там осветителем и ходил каждый день к девяти утра на работу.

– Можно себе представить человека, который приходит на оперу и слушает ее с закрытыми глазами. Но человека, который не слушает ее, а только смотрит, представить невозможно. В ваших спектаклях вы обычно выступаете и как режиссер, и как художник – мне кажется, в такой ситуации неминуемо возникает искушение взяться и за музыкальное руководство.

– Я этого просто не умею, это не моя профессия. Да и во время спектакля я всегда так ужасно нервничаю, что просто не смог бы справиться с эмоциями, а для дирижера очень важно владеть собой.

В каком-то смысле я завидую дирижеру – он управляет ситуацией по ходу спектакля, а я, сидя в зале, ничего не могу изменить, это уже мне не принадлежит, я могу только сокрушаться или впадать в эйфорию. Известны, конечно, примеры с фонариком Любимова, и вообще хорошо бы изобрести какую-нибудь систему управления сценическим текстом. Нажал куда-то или поднял руку – и на сцене что-то поменялось. Причем по ходу спектакля вбрасывать это как импровизацию, чтобы актеры не знали, что будет дальше и повиновались моей воле. В этом смысле я завидую дирижерской власти.

Для своей «Аиды» Черняков привез в Москву восемь фур реквизита и занял в спектакле четыреста человек.═ ═
Фото Михаила Гутермана
– У «Золотой маски» есть такая особенность – или недостаток: спектакли иногда специально восстанавливаются для того, чтобы быть сыгранными через год после премьеры, как в случае с «Лестничной клеткой» в «Театре около Станиславского». С момента премьеры «Аиды» прошло уже больше полугода, вы ее какое-то время не видели. Ваше отношение к этому спектаклю изменилось?

– Конечно, изменилось. Не скажу, чтобы пересмотрел его и решил, что сделал безобразный спектакль – нет. Я смотрю на эту «Аиду», на ее структуру, смысл, и понимаю, что в чем-то ее надо было по-другому скомпоновать, но я себе запрещаю это делать. Продукция выпущена, и ставить заплаты или менять что-то внутри – это неправильно, нужно тогда делать другой спектакль. А должен репетировать сейчас и заботиться о целостности сделанного, законсервировать «Аиду» образца марта 2004 года.

– Когда шли разговоры о «Детях Розенталя», многие задавались вопросом: «А почему не пригласили Чернякова?» Вам бы было интересно поставить оперу, которую до вас не ставил никто и которая написана на заказ?

– Я уже делал такое в Новосибирском театре оперы и балета в 1998 году с оперой Владимира Кабикина «Молодой Давид». Ее тоже написали на заказ, и это была мировая премьера. Я бы хотел этим заниматься, другое дело, что в современной ситуации это не такое распространенное явление. А что до скандала с «Детьми Розенталя», то в целом ситуация мне очень нравится. Она привлекает внимание к оперному театру, который всегда был предметом интереса для очень маленькой прослойки людей, а теперь обсуждается везде и всеми. И это очень правильно.

Из досье «НГ»
Дмитрий Черняков родился в 1970 г. в Москве. Окончил Российскую академию театрального искусства. Поставил ряд оперных и драматических спектаклей в театрах Москвы, Санкт-Петербурга, Вильнюса, Новосибирска, Казани, Самары и др. Почти во всех своих постановках является автором сценографии и костюмов. В 2000 г. был приглашен в Мариинский театр поставить оперу «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Римского-Корсакова. В 2002–2003 гг. в Большом театре России осуществил постановки оперы Стравинского «Похождения повесы» и пьесы «Двойное непостоянство» Мариво в Новосибирском академическом театре «Глобус». Среди последних работ «Аида» Верди в Новосибирском театре оперы и балета (2004 г.) и «Жизнь за царя» Глинки в Мариинском театре (2004 г.). Обладатель премий «Золотая маска» 2002 и 2004 гг. и премии Станиславского за 2003 г.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Москвичи назвали Большой театр самой популярной культурной площадкой столицы

Москвичи назвали Большой театр самой популярной культурной площадкой столицы

Василий Матвеев

0
599
Адвокаты сами себя разведут по направлениям

Адвокаты сами себя разведут по направлениям

Екатерина Трифонова

Специализация юридической помощи может стать следующим этапом реформы

0
2234
Инвестиции в основной капитал в России упали на 3,1%

Инвестиции в основной капитал в России упали на 3,1%

Михаил Сергеев

Центробанк не видит риска рецессии в отечественной экономике

0
2702
Системной оппозиции осталась агитация в формате хайпа

Системной оппозиции осталась агитация в формате хайпа

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Избиратели не хотят разбираться в отличиях партий друг от друга

0
2257

Другие новости