0
3751
Газета Антиквариат Интернет-версия

10.09.2004 00:00:00

История одной коллекции

Тэги: басмаджян, коллекция, переписка, эрмитаж


Рассказ о судьбе части коллекции известнейшего и весьма популярного у нас в годы перестройки французского собирателя армянского происхождения Гарика Басмаджяна, коллекции, отправленной когда-то на выставку в крупнейшие музеи СССР и с тех пор так и хранящейся в Эрмитаже в опечатанных ящиках, я начну с пересказа трех документов, датированных прошлым годом. Это только малая часть бесконечной переписки разнообразнейших советских, а позже и российских органов по поводу возврата коллекции домой, во Францию.

 

Избранные места из переписки┘

 

26.02.03 года представитель Галереи Г.Басмаджяна обращается к заместителю министра культуры РФ П.Хорошилову «за содействием и помощью в разрешении вопросов, возникших между Галереей Г.Басмаджяна и Государственным Эрмитажем по поводу экспонатов выставки Галереи Г.Басмаджяна». Представитель отмечает, что «в соответствии с соглашением, заключенным между Министерством культуры СССР и Галереей Г.Басмаджяна, в СССР были направлены экспонаты произведений из коллекции галереи для организации выставки». В августе 1988 года выставка была перевезена в Ленинград для экспонирования в Эрмитаже. И «поскольку объективные обстоятельства не позволили владельцу галереи своевременно оформить и организовать возврат экспонатов, они в настоящее время находятся на хранении в Государственном Эрмитаже». Представитель обращался в Эрмитаж с просьбой оказать содействие в оформлении необходимой документации для получения экспонатов в августе 2002 года. Теперь он просит «дать указание Государственному Эрмитажу о передаче экспонатов выставки Галереи Г.Басмаджяна».

А 15 мая того же года начальник Отдела музеев МК А.Колупаева в служебной записке заместителю министра культуры П.Хорошилову разъясняет: «Произведения выставки «Художественные произведения XVI–XX вв. из собрания Г.Басмаджана» в 1988 году были задержаны Ленинградской таможней при вывозе из страны в связи с тем, что состав вывозимых работ не соответствовал составу ввезенных. Опечатанные ящики с произведениями были переданы на хранение в Государственный Эрмитаж без права их вскрытия. После неоднократных обращений Эрмитажа С-Петербургская таможня гарантировала рассмотреть данный вопрос в течение мая 2003 г. и сообщить о своем решении». Поэтому она просит «снять поручение с контроля и решать данный вопрос в рабочем порядке».

24 июля замминистра культуры описывает ситуацию начальнику Северо-Западного таможенного управления ГТК России В.Вьюнову. «В мае 1988 года была временно ввезена коллекция произведений искусства, принадлежащая по праву собственности Г.Г. Басмаджяну». Дальше очень важно – «по условиям соглашения в состав выставки должны были быть также включены работы советских художников, приобретенные Г.Г.Басмаджяном на территории СССР». А вот и коллизия: «После завершения выставки часть экспонатов была возвращена во Францию, а часть была подготовлена к отправке, но в связи с выявленными нарушениями в оформлении документов и включением в состав выставки экспонатов, которые не ввозились на территорию СССР из Франции, эта часть была задержана Ленинградской таможней». И – вывод: «Для возврата экспонатов Эрмитажу совместно с Министерством культуры необходимо провести экспертизу и опись коллекции. В этой связи просим Вас создать комиссию под эгидой Территориального управления Минкульта России по сохранению культурных ценностей в г. Санкт-Петербурге с участием уполномоченных представителей СЗТУ для вскрытия ящиков, опечатанных Ленинградской таможней, и принятия окончательного решения по данной затянувшейся проблеме».

 

Затянувшаяся проблема

 

Проблема действительно затянулась – на 15 лет. Стоит напомнить обстоятельства давнишнего дела.

Был в Париже галерист, коллекционер и дилер Гарик Басмаджян. Собирал он многое, в том числе и произведения старых русских и армянских художников, а также работы современных ему армян и советских мастеров других национальностей. В основном, как это было принято в те «застойные» годы, – художников андеграунда. Покупал, вывозил из страны, выставлял в своей галерее на бульваре Распай, перепродавал другим коллекционерам.

Вывозил, конечно, незаконно – по тогдашним правилам вывоз любых произведений искусства из страны был невозможен. Как? Наверное, через дипломатов и прочих иностранцев, аккредитованных в СССР, или с евреями, выезжавшими на ПМЖ.

С перестройкой вывозные законы не изменились. Зато, если так можно выразиться, «смягчились ввозные нормы». СССР в рамках политики «открытости и гласности» раскрыл объятия «широкому показу в нашей стране культурных ценностей советского народа, оказавшихся за рубежом». А если возможно, то и возврату в страну этих ценностей. Тогда очень увлекалась этим процессом президент Советского фонда культуры и жена президента СССР Раиса Максимовна Горбачева. И многие этим пользовались.

Несомненно, воспользовался ситуацией и прекрасный бизнесмен Басмаджян.

В апреле 1988 года в Париже Басмаджян и Минкульт СССР в лице начальника Управления изобразительных искусств и охраны памятников Генриха Попова подписывают Соглашение об экспонировании в СССР произведений из коллекции Галереи Г.Басмаджяна. 5 июля 1988 года выставка должна была открыться в Москве, в Третьяковке, а затем в течение месяца занимать помещения Эрмитажа в Ленинграде.

 

Цели соглашения

 

Уже в преамбуле соглашения указывается, что «выставка организуется с целью возможного приобретения произведений из упомянутой коллекции советскими музеями».

Но самое главное для Басмаджяна заключалось, похоже, в пункте 8. «Работы советских художников, приобретенные Г.Басмаджяном, но находящиеся в данный момент на территории СССР, будут включены в состав выставки в рамках условия настоящего соглашения».

Конечно, важен был общественный резонанс: шедевры русского искусства – всего более 2 тыс. произведений, среди которых десяток полотен Айвазовского, – покажут на родине, издадут «каталоги, афиши и приглашения на русском языке» (их издание, согласно соглашению, брала на себя Галерея Басмаджяна). Заметим, что подобные издания – своего рода промоушн и повышают потенциальную стоимость вещей. Кроме того, попадание в каталог, как и вообще экспонирование в крупнейших музеях Союза, подтверждает подлинность произведения искусства (что также повышает его стоимость).

В тексте соглашения есть и указания на прямые материальные интересы галериста. Первая цель сиюминутная – приобретение произведений из упомянутой коллекции советскими музеями. Вторая, работающая на перспективу, – включение в состав выставки работ советских художников, «находящихся в данный момент на территории СССР». При этом на советские работы распространялись все условия соглашения, в том числе и о 15-дневном сроке вывоза за границу. Возможно, галерист пытался таким образом наладить коридор для легального вывоза своих приобретений из Союза.

Возникает вопрос: что за цели были у советского культурного руководства? Думаю, надо оставить мысли о личных взятках и подарках. Наш, советский, интерес – это все тот же общественный резонанс. Кроме того, привлекала и предстоящая каталогизация произведений русского искусства. Не стоит забывать и об упомянутой любви первых лиц государства к возврату культурных ценностей в качестве даров зарубежных соотечественников...

Здесь, в «возврате культурных ценностей», пожалуй, и таился главный интерес советской стороны. Дело в том, что вне письменного соглашения существовала устная договоренность о том, что Басмаджян преподнесет в дар советским музеям несколько произведений искусства (в официальных документах эти вещи именуются так: «Предполагавшиеся к дарению различным музеям»). Галерист хотел подарить 3 картины, 3 графических работы и альбом из 100 фотографий русских женщин в национальных костюмах. Эти предметы остались на временном хранении в Эрмитаже при вывозе основной части выставки в середине октября 1988 года.

 

Цена подарков

 

Если кто-то думает, что хитрый французский армянин думал отделаться дешевкой, – ошибается. Вот какие работы хотел он подарить СССР. К.Коровин «Аллегорическая сцена» (х/м; 220х335). Ф.Малявин «Ленин и Луначарский» (цв. кар.; 32х41). А.Яковлев «Мечед» (х/м; 102х252). Эрмитаж при приеме на временное хранение 11 октября 1988 года оценил эти работы следующим образом: Коровин – 30 тыс. руб. (напомню, это деньги 1988 года!); Малявин и Яковлев – по 20 тыс. руб. Альбом фотографий русских женщин, объединенный с «экспонатами из коллекции Шабельской», – 700 тыс. руб.

Интересы сторон ясны. А что получилось?

То, что намечалось в дар, Басмаджян оставил на хранение в Эрмитаже, а сам 13 октября вывез во Францию свою выставку. К ней он присовокупил 27 работ советских художников, за которые уплатил пошлину 1650 руб. А также, согласно разрешению Минкульта, еще «29 произведений современных армянских художников, подаренных г-ну Г.Басмаджяну», которые вывозились «в качестве подарков», «без оценки с учетом дара в советские музеи». Это, видимо, и были работы, указанные в п. 8 соглашения.

Однако здесь возникла загвоздка. Ленинградская таможня, похоже, не учла дары Басмаджяна и задержала, а затем и передала в Эрмитаж 16 ноября 1988 года 1 икону, 51 произведение живописи, 23 графических работы и 12 прикладных вещей – всего 87 единиц хранения.

Думается, что Басмаджян сумел бы разрешить эту ситуацию в свою пользу. Тем более что стоимость его даров на самом деле не сравнима с ценой работ современных авторов. Но полгода спустя, 29 июля 1989 года, он вышел из гостиницы «Россия», сел в «восьмерку» или «девятку» кофейного цвета и бесследно исчез. Следствие длилось 6 лет, но так ничего и не обнаружило. Сейчас Басмаджян, как гласят официальные документы, «признан пропавшим без вести Шестым судом парижской инстанции судебной канцелярии суда города Парижа (Франция)».

Обстоятельства исчезновения этого известнейшего в те годы человека я хочу оставить за пределами данной статьи. Это – тема отдельного исследования. Добавлю только, что в июле 1989-го Басмаджян был в Москве по приглашению Минкульта с целью переговоров о дарении тех самых предметов из Эрмитажа. Наверное, тогда же он собирался решить и проблему задержанных современных работ...

 

Затянувшаяся проблема (продолжение)

 

Все 15 лет переписка по поводу остающихся в Эрмитаже на хранении работ то возобновляется, то затухает. Есть, например, письмо из Эрмитажа Варваре Басмаджян (вдова Басмаджяна, являющаяся по решению Шестого суда управляющей всем его имуществом), подписанное Михаилом Пиотровским и датированное 4 июля 1996 (!) года. В нем – «в связи с Вашими обращениями» – дается список экспонатов, находящихся в ГЭ на хранении. Также директор ГЭ просит направить запросы в адрес Минкульта РФ и ГТК РФ, «с которым и должны быть урегулированы Ваши взаимоотношения».

Теперь законы изменились, и все те «произведения современных армянских» и иных художников, что были «подарены» когда-то Басмаджяну, могут быть вывезены из Москвы или Петербурга вполне законным путем. Загвоздка в той части задержанной коллекции, которая предназначалась к дарению музеям не существующего ныне государства – СССР. Наследники пропавшего собирателя вволю пообщались за эти годы с несколькими поколениями советских и российских чиновников. И они совсем не хотят теперь отдавать «в качестве безвозмездного дара» эту, пусть и небольшую, но весьма дорогую по цене подборку живописи и графики.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
828
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
450
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
2729
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
2162

Другие новости