0
632
Газета Архивные материалы Интернет-версия

01.10.2007 00:00:00

Психологический феномен "в формате"

Дмитрий Леонтьев

Об авторе: Доктор психологических наук, профессор МГУ


Со сказок начинается литературное развитие детей. Долгое время сказки остаются единственным видом словесного творчества, которое они воспринимают. Особенность же сказок в том, что, несмотря на весь фантастический антураж, они по своей структуре очень просты. В них все расставлено по местам: добро есть добро, зло есть зло, добродетель и труд вознаграждается, агрессия наказывается. По сути, структуру сказок имеет немалая часть современной литературы для взрослых – женские любовные романы или иронические детективы Дарьи Донцовой. Их задача мифотерапевтическая ≈ успокоить читателя, подтвердить, что все в мире неизменно и в конечном счете, несмотря на текущие шероховатости, все будет хорошо. Психологически именно такого рода литература относится к сказкам, ибо она адресуется к детскому началу в нас.

Фантастика, наоборот, расшатывает картину мира. Что одновременно хорошо и плохо. Плохо, потому что порождает тревогу, неуверенность и напряжение. Хорошо, потому что помогает формировать более гибкое сознание, далекое от той однозначности, вершиной которого являлась, например, картина мира, официально одобренная в советские времена. Поэтому, как ни парадоксально, все жанры фантастики приближают читателя к реальности ≈ в том смысле, что помогают увидеть ее неоднозначность и противоречивость и помогают бороться с мифом об истине «на самом деле». Хотя не стоит забывать про риск утраты разграничения реального и нереального. Реальность отличается от выдуманных и игровых ситуаций тем, что в реальности наши действия имеют последствия для нас и нельзя устроить перезагрузку. Но это отдельный вопрос.

В свое время мой дед, известный психолог Алексей Николаевич Леонтьев, писал, что критерий реалистичности или нереалистичности произведения не в том, какой мир в нем описывается, а в том, насколько реальные смыслы и отношения в нем представлены. И если литература воспроизводит реального человека и реальные отношения между людьми и смыслами, то это ≈ реалистическое произведение вне зависимости от того, какой там антураж. В этом отношении фантастика бывает намного более реалистичной, нежели произведения формально реалистические.

Сегодня жанр фэнтези, как и многие другие жанры, превратился в формат. Возникла определенная литературная технология создания миров. Проблема формата ≈ это более общая проблема, охватывающая не только большинство жанров литературы, но и другие искусства, особенно кино и музыку. Суть ее в вычленении основных жанроспецифических компонентов, обеспечивающих спрос на данный жанр, и постановки на поток производства взаимозаменяемых произведений по известной рецептуре.

Принцип формата, по сути, отменяет основополагающий для классического искусства принцип авторства. Довольно отчетливо во всех видах искусства, хотя и с неодинаковыми темпами, наблюдается расслоение на два потока продукции: форматную и авторскую. В кинематографе эти два потока уже привели к возникновению, по сути, раздельных инфраструктур, в литературе это еще не произошло, но, по-видимому, ждать этого недолго, по крайней мере на уровне продукции разделение фактически совершилось; в других видах искусства разделение еще не завершено, но тенденция направлена именно к этому.

Форматная литература ≈ литература для эмоций, в отличие от авторской ≈ литературы для личности. Достоинства той и другой во многом противоположны. Форматная литература хороша, когда она доставляет читателю эмоциональные переживания, не сильно расходящиеся с его ожиданиями, и не заставляет его «париться». Авторская, наоборот, хороша, когда она позволяет читателю выйти за рамки ожидаемого и открыть для себя в этом мире что-то новое ≈ необязательно в том, что есть, но и в том, что возможно.

Форматная фэнтези превратилась в еще один вариант сказок для детей изрядного возраста. Авторская же фэнтези адресуется отнюдь не детям ≈ или детям, активно взрослеющим, готовым думать и открывать для себя новые возможности и новые грани нашего удивительного мира. Именно этим и привлекали всегда и будут привлекать лучшие образцы этого жанра ≈ книги Лема, Саймака, Шекли, Ле Гуин и других.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1003
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
2835
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1600
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
1968

Другие новости